Труды всероссийского совещания преподавателей физики, химии и космографии. 1918

241 — Въ соотвѣтствіи съ этой постановкой преподаванія должны быть п н е е р й ес ш м к о о т л р ы ѣн п ы ер п е р с о м г о р т а р м ъ мы пр к о о г с р м ам ог м р ы аф я іи в . ля С е ъ тс п я ред н с е т о о б я х щ од е и ю м р ы е м ф ъ орм и ой ве с с р ь е м д а желательнымъ. Изъ программы слѣдуетъ исключить нѣсколько главъ, ' з 'ш ик л и я , ю н щ а и п х р с и я м д ѣ у р б ъ л , ет о а п м р и едѣ тѣ л х е ъ ніе ж с е ко в р о о п с р т о и со с в в ъ ѣ , т и а з , л о а п г ы ае т м ъ ы К х а ъ ве в н ъ ди к ш ур а сѣ и ф д и р. и, кромѣ того, исключить малозначущія явленія или Плавы, напримѣръ, законъ Боде—Тиціуса, не имѣющій никакого научнаго значенія. скими Из з л а о н ж я е т н ія і м е и, ку н р о са они ко д см ол о ж іщ н а ы фіи быт д ь ол п ж р н іу о ро с ч о е п н р ы ово к ж о да в т р ь е с м я ен п а р м а ъ кт г и о ч д е а л къ районамъ нашего обширнаго отечества. Для сей цѣли желательно выработать кругъ наблюденій и практическихъ занятій, доступныхъ средней школѣ. Въ вопросѣ объ упрощеніи математики при изученіи космографіи в б ъ оро ср въ ед , н С е . й И ш . к Г о л л а ѣ зе и на в п ъ ъ п т р о и го мѣ м н н е ѣ н н іи ія, са ч м т о о дѣ в л ъ ьн э ы т х о ъ мъ уп д р ѣ о л щ ѣ ен н н е ы о х б ъ ход п и р м и о <5ыть весьма осторожнымъ. При точномъ примѣненіи математики—одинъ предѣлъ, названный имъ верхнимъ, при упрощеніи же происходитъ сдвигъ внизъ и нижняго предѣла упрощенію не существуетъ, тѣмъ о н п іи ас к н о ѣ с е мо в г о р з а в ф од іи и . ть Чт у о пр к о а щ са е е н т і с е я м д а о те у м по ат т и р к еб и ле в н ъ ія п п р р и и н б ц л и и п ж ъ ен п н р ы и хъ пр з е н п а о ч д е а н в і а й астрономическихъ величинъ, то они допустимы при устномъ изложеніи, н н з а о і і я я в п м м а р т ъ и и ь , с ч с я п ъ и р с т и л п о н е о ч я н м н т н ы о ы ы щ м м х ь и и ъ ю з с р н л о ѣ а в о ч ш р г е а е е н р м н и і е я і ѳ я н м м х н и ъ о о , в й ъ ж ес н , е л а л и т у а а к т к п о е ъ л р й ь и , к н х в а о о ъ к д ъ п и о о т с в л с о ъ я ь б з е о п н э в р н т а и о о т б м с ь т ѣ ъ с и г я а с т с т л л ь о у ѣ ч ч к д н а ъ у ы ѣ е м т в и ъ ы п з ч о п н и л о а ь с л ч л з ь о е е ­ в вл ат я ь е с т я ся то за ч т н р ы у м д и нит з е н л а ь ч н е ы ні м я ъ м . и астрономическихъ величинъ не предста­ Наконецъ, докладчикъ считаетъ весьма полезнымъ установленіе •строгой научной критики существующихъ учебниковъ по космографіи. Безпристрастная критика даетъ преподавателямъ возможность, съ одной стороны, выбирать лучшій учебникъ, съ другой же—авторы учебниковъ могутъ съ каждымъ изданіемъ улучшать свои учебники, приспособляя ихъ къ измѣняющимся условіямъ въ наукѣ, въ школѣ и въ жизни. Въ заключеніе слово было предоставлено для отвѣта на вопросы и для объясненій докладчикамъ. Н. Ф. П л а т о н о в ъ изложилъ кратко планъ практическихъ работъ. Время онѣ занимаютъ не много. Въ первый вечеръ наблюдаютъ луну. Предварительно ученики разсматриваютъ фотографіи. Затѣмъ знакомятся съ небомъ, имъ показываются созвѣздія, они получаютъ самую простую т к р е а е л с р н ь т н ы у ы ; я я н я а р в б а л л б е ю о н д т і а ы я ю , . т к О ъ о р т а Ю о т р о п ы р и ъ я те с р с о а л в , ѣ сѣ д С у а м е т ъ т у ъ р н н е а н . а о б т В л р ъ ю иц д к а а л е т а т ь с ъ . сѣ з П н у р а к о ч а и е з н з ы в ія о в д а т я е е т т о с с р я я ет н и и а ч з е м с и ѣ к н а р т г и е о курса. Къ анкетамъ относится отрицательно. Для общеобразовательной школы считаетъ достаточнымъ одного недѣльнаго часа. На возраженія Н . В. Кашина отвѣчаетъ, что интересъ—главный стимулъ обученія. іо

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2