Труды всероссийского совещания преподавателей физики, химии и космографии. 1918

— 238 — вышенной любовью къ своему дѣлу, нарисовалъ намъ прекрасную картину живого и интереснаго преподаванія космографіи. Но я хочу высказать, что нѣтъ такого человѣческаго дѣла, которое всецѣло можно было бы н об о о ст с ь нов н а а т п ь ра н в а ля и е н т т с е я ре н сѣ е ; т ч о е л л ь о к в о ѣк и ъ нт ж е и р в е е с т о ъ мъ с , ло н ж о н м о н й о ж ж и е з с н тв ь о ю м , ъ его чу д в ѣ с я т т в е ъ ль и мыслей, наконецъ, велѣніемъ суроваго долга. Я думаю, что мы, педагоги, имѣемъ обязанность воспитывать въ своихъ ученикахъ умѣнье и яге- ланіе трудиться не только изъ интереса, но и во имя долга. Поэтому иногда, и даже часто, работа въ классѣ должна быть трудна; этого не слѣдуетъ бояться, почему и не всегда учащіеся могутъ быть вѣрными судьями въ нашемъ дѣлѣ. Если яге мы будемъ стремиться во что бы то ни стало сдѣлать все интереснымъ для учащихся, то есть опасность, что намъ придется не только сократить содержаніе предмета, на что въ извѣстныхъ границахъ можно идти, но придется и выбросить знакомство съ цѣнными методами изслѣдованія, что, несомнѣнно, можетъ сильно о гл тр ас а и зи т т ь ь с с я я с н ъ а т о ѣ б м щ ъ е , м ч ъ то ра в з о в п и р т о і с и ъ у т ч а а к щ ог и о х з с н я. ач Т е а н к ія ъ , , к я акъ ни з к а а к к о ъ нъ н в е се м м о і г р у на с г о о т п я а г м о и тѣ м н е і х я а , н н и е ки до и ля с г ъ ен о ъ бщ бы ей ть си п с о т с е т м а о вл й ен р ъ аці в о ъ на с л в ь я н з о ь с с о ъ зид о а б е щ м и а м го и з п н р а и н н ія ци о вселенной“ . скихъ Г. ги Г м . н Г а о зі р ях я ъ й ; н „ о И в зъ ъ л к е о к с ц н ій у - л б с е я сѣ п д р ъ еп о од зв а ѣ ва зд н н ія ом к ъ ос н м е о б г ѣ р , аф ко іи тор в ы ъ я ж м е н н ѣ н пр іе и : х х о о д т и я ло и сь т в е е м с н т а и м съ ас к са ре н с а т р ь о я д н н а а м я и , в н ъ о д о е н р а е л в ю ня б х и ъ т , ъ я н в е ы бо н , е и съ нт т е а р к е о с е уе у т б с ѣ я ж и д м е ъ и пытается подчасъ весьма своеобразно объяснить происходящія на немъ явленія. Понятно, что рядъ вопросовъ остается для нея неясными. И къ кому яге идти этой массѣ за разъясненіями какъ не къ народному т у р е ч а л з и д ь т о н ел и б ю ц о ѣ л и ѣ л н е и е , о в б ъ в х ѣ о Р р д н о и с ѣ м с е о і , и н ? з а н Т р а а о к к д о и н м м о с й ъ тв у о о ч б и р с т ъ а е з л о я ь м в н ъ л и е ц в н ѣ ы і , я х т м о а д и к и ъ т з ъ в к , ѣ а ч к зд т ъ о на п г н о о а с р л о м ѣ д д ір н н а о и . й х Н ъ у а ч м г и о ъ хорошо извѣстно, что очень много гимназистокъ идетъ въ народныя у ск ч и и х т ъ ель у н че и б ц н ы ы , х и ъ м з ы аве з д н е а н е і м я ъ хъ т о ак че ж н е ь , ч с т к о ро п м о н л о о е ж , е ч н т і о е бы ко н с е мо с г к р а а з ф ат іи ь в б ъ ол ж ьш ен е . н П о о с э т т ь ом г у им м н н а ѣ зи п с р т е к д и с , та к в а л к я ъ ет н ся ар , о ч д т н о о , й им у ѣ ч я ит в е ъ ль в н и и д ц у ы, да н л е ь о н б ѣ хо й д ш и у м ю о д у ѣ с я и т л е и л т ь ь т п в е е р л д о ь я х н о о е ж е г д о е о н д зн і о е ак д к о в у м у р х л с ъ е а ні к н е о е с у д м ч ѣ о а л г щ ь р н и а ы ф х х с іи ъ я в с ч ъ ъ ас я н о г е в е б ъ н о с м и к ъ и . х в ъ ве у д ч я еб н н е ы пр хъ ем з ѣ а н в н е о ден п і р я е х д ъ в , ар д и о ­ номіи То и тъ въ ин о т с е о р б е е с н ъ н , ос с т ъ и к б о е т с о ѣ р д ы ы мъ на бы от л к и ры вс т т о р м ѣ ъ че в н о ы зд м ух о ѣ и , л к е о к т ц о і р и ы п я о я ас в т е р л о ъ нѣсколько лѣтъ тому назадъ на лѣтнихъ губернскихъ учительскихъ курсахъ въ Н. Новгородѣ, указываютъ на то, что эта область знанія п ш р а и т в е л л е ь к н а и е ц т а ъ ми къ эт с и е х б ъ ѣ ку с р и с м о п в а ъ ті д и ал м и но м г н и ѣ хъ в . оз П м о о с ж лѣ н д ос у т ю ь щ у і б я ѣд в и ст т р ьс ѣ я чи въ со то с м л ъ у, что кое-гдѣ обозрѣнія неба производятся, привлекая къ себѣ не только с ш т к в о и л т ь ел н ь и н к о ов в ъ н , ес н т о и и хо в т з ь р н о е с б л о о л е ь н ш а о с й ел л е у н ч іе ъ д с е в р ѣ е т в а ни в . ъ И ца е р с с л т и во мы тем хо н т ы и х м ъ ъ п д р ѣ е й д- ­

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2