Труды всероссийского совещания преподавателей физики, химии и космографии. 1918

— 227 космографіи какого - то отдѣла практической математики, или сухого введенія въ сферич. астрономію, а разбирая математическую сторону лишь постольку, поскольку это необходимо для усвоенія общаго а также для практическаго знакомства съ небомъ, о чемъ мы будемъ говорить в с х н т и о и и ж т ж ь д е с п е С . я н р а і о м н я с о а тр к к с а о о р н с б а с м о й т о й н в г е е р р н а а п н ф з е о у і ч е и м ал ѣ и п ь е н р т с о е с ъ д м я с , ъ э т ч т а т ф о в о й л а е к м н т и а ѣ іе м т , ) е е с м н ъ а н а б т о к с и о о ч т л с е о т ю с р о к т ы р а н о м я о н ъ ы п н о п д е о п о г с о б т р о т х и о о я х д н в о и к н д а м о и о т п ( с в р я ъ д и л х ч о я о а с д т с и п т а т н н р с о о о я ­ ­ «сталкиваться въ самомъ началѣ курса YII кл. Въ VI кл-сѣ заканчивается курсъ планиметріи и ученицы YII кл., приступающія къ изученію космографіи, не только не представляютъ себѣ сферы, большого круга и т. и., но еще нерѣдко изучаютъ лишь первыя теоремы стереометріи. Это очень тяжело отзывается на дѣлѣ усвоенія, преподаваніе идетъ туго и преподавателю, пропуская основы приходится коротко разсмотрѣть сферу и переходить послѣ этого къ системамъ координатъ при чемъ дѣло усвоенія еще болѣе ухудшается. Само собой понятно, что при такомъ способѣ (а иной трудно придумать) даже при максимумѣ наглядныхъ пособій (что въ женскихъ гимназіяхъ бываетъ крайне рѣдко) эта часть усваивается слабо и элементы сферич. ж ас а т т р ь он в о с м ѣ і х и ъ о э к т а и зы хъ ва н ю е т у с д я об в с с т к в о ъ р —ѣ п з е а р б е ы н т е ы с м ти и. у Е р д о и к н и ст к в о е с н м н о ы гр й аф с і п и ос в о ъ б V ъ II и I з к б л ѣ . , гдѣ ученицы уже достаточно математически подготовлены. Этого мало: при одномъ урокѣ въ недѣлю совершенно не мыслимо н п ы ро м й ъ ти ц к ѣ о л с я м м о ъ гр — аф зн ію ако т м ак ст ъ ву что с б о ы в п с р е о л х е о н ж но д й ені и е у е д я ов з л а е к т о в н о а р м ял и о . П п р о и ста э в т л о е м н ъ нельзя считать удовлетворительными тѣ курсы «для женскихъ гимназій», л к е о н то н р ы ы й е ) п о р б е ы д ч ст н а а в г л о яю к т у ъ рса сжа м т у ы ж й ск к и о х н ъ спе г к и т м ъ на ( з и ій н . е П в р с о е г г р д а а мм у а да к ч о н с о мо с г о р с а т ф а і в и д ш о и л р ж е н н а іе б п ы р т о ь гр у а р м а м вн ы ен н а е с о ъ ст п ал р о о с г ь ра п м у м с о т й ым м ъ уж зв ск ук и о х м ъ ъ а , д н л ео я бх т о о д го и , м ч о то д б а ы ть ра н с а космографію 2 часа въ недѣлю. Только при этомъ условіи прохожденіе курса будетъ нормальнымъ. Наконецъ, одинъ вопросъ подлежитъ исключительному вниманію— это вопросъ о постановкѣ практич. занятій. Какъ извѣстно, практическія занятія по космографіи въ мужскихъ учебныхъ заведеніяхъ, выражаясь мягко, поставлены слабо, въ женскихъ же слабѣе слабаго—вѣрнѣе ихъ совсѣмъ нѣтъ. Въ Москвѣ это еще болѣе чѣмъ понятно, но въ провинціи, гдѣ условія для наблюденій гораздо болѣе благопріятны (въ среднемъ), л ч п и о р ж т а е к е л т н ь и і н е ч о е п с р « к м я ія м ѣ о л з - о а т в н а о я к й т и » ія н и е т в о с о ж а з м е м ы о п ж я о н ч э о т л и , ем т н . е е н к т . п а н р р и а н у в ы к и я а ли в о с е ь щ н . е и б М ѣ у е с ж в о д к а у и аз в ы т а ѣ ю в м а т е ъ с т я с т я л а и к и о ш с е к ь л п п ю о о книгѣ. Необходимо найти пути къ постановкѣ практическихъ занятій ж пр е и нія п . ро П х р о е ж ж д д е е ні в и се к г у о рс н а у , ж и н м о ы , ч п т о о з б в ы ол у и ч м е ъ ни с ц е ы бѣ , п н р а и м с ѣ т т у и п т а ь я н к ѣ ъ ко к т о о с р м ы о я гр п а о ф л іи о, не только отъ преподавателя именно космографіи узнавали о суточномъ вращеніи небеснаго свода, о разницѣ между звѣздами и планетами и т. и. 15*

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2