Труды всероссийского совещания преподавателей физики, химии и космографии. 1918

— 224 щаются фактическія свѣдѣнія, прямо необходимъ. Для женскихъ гимназій, въ виду разнообразія въ нихъ программъ, предложить разрѣшеніе этого вопроса безъ предварительнаго обсужденія затруднительно, тѣмъ болѣе, что о преподаваніи космографіи въ женскихъ гимназіяхъ мы услышимъ спеціальный докладъ. Какъ уже сказано, на постановку преподаванія космографіи должно оказать вліяніе введеніе обязательныхъ практ ическихъ з а н ят ій по косм ограф іи , щему каждому наблюден п і а ю ра в л п л о е л л н ьн ѣ ых о ъ пр т е е д о ѣ р л е е т н и н ч ы е й ско с м м у ыс к л у ъ р . су С , ъ пр д и р д уг а о ю й стороны, и наблюденія, связанныя съ теоретическимъ курсомъ, будутъ осмысливать послѣдній. Наконецъ, наличность соотвѣтствующаго учебника могла бы во л м ѣ н н о і г ю ом , ъ въ сп н о а с ш об е с й тв у о ч в е а б т н ь ой ул л у и ч т ш е е р н ат ію урѣ пр н еп ѣ о т д ъ ав у а ч н е і б я ни ко к с а м , о п г о р д а х ф о і д и я . щ К а ъ го со д ж л а я указанныхъ выше цѣлей. Стремленіе къ „ходкости“ учебника на книжномъ рынкѣ испортило и тѣ учебники, которые по замыслу и могли бы вылиться въ формы, соотвѣтствующія вышеуказаннымъ положеніямъ. щ Въ ик н о о в в а ы п хъ рос у к ч а е л б ь н зы ик в а а х е ъ тъ п т р е о н ф д . ен Г ц л і а я зе в н ы а я п с а н , и п ть ро п ф р . іе П м о ы кр и ов м с е к т а о г д о ы и аст К р а о м н е о н м , наблюденій, служащихъ исходной точкой для того или другого вопроса, н ч о еск т о е й нде а н ст ц р іи он э о т м и іи , к в ъ ыр с а о б ж о а т л ат ѣ ь нію пр , а н к е ти д ч о е ш ск л у и ю д к о ос т м о о го гр , а ч ф т і о ю б . ы Эт и и зъ тен п д р е а н к ц ти іи такъ и остались, по удачному выраженію г. Баранова, „боязливымъ желаніемъ знакомить учащихся съ небомъ путемъ непосредственнаго н в ч о е а д с б к с л т о ю в й д а е л н д и л і т я я е “ р . а а Ч с т т т у р о р о ы н ж , о е м пр и к и ч а х с е о а с е к д т и и с х т я ъ ся т н а п к а р б ъ и л з ю н н а д а з е т ы н ь в і , й а ч е м т м о а о л й и о м п п ѣ о о ю п д у х щ л о і я д я р я с н щ я о и в й ъ дл а н с я е т й р ср о е н р д о у н м к е и о й школы, во-первыхъ, по характеру изложенія, а во-вторыхъ, по отсутствію связи съ программой средней школы и учебниками. Между тѣмъ для проведенія въ жизнь школьныхъ астрономическихъ наблюденій, какъ о щ б и я м за с т я ел и ьн п ы р х е ъ под п а р в и ате п л р я е м по ъ да т в а а к н о і е и ру к к о о см во о д г с р т а в ф о і , и, ко н т е о о р б о х е од с и л м у о жи д л а о ть б и ы у д ч л а я у в ч а е т н ел и я к —ов о ъ сн с о п в р о а й в , о н чн а о к й от к о н р и о г й ой он п ъ ри мо и гъ хъ бы на в б ы л р ю а д бо е т н а ія т х ь ъ, се а бѣ дл и я зл п а р га е е п м о ы да й к ра у т р у с р ъ ы, на та о к с ъ нов и ан п іи оп д ул ан я н рн ы о х й ъ . к Э а т к о ъ р с у п к е о ц в і о а д л с ь т н в о о й д а о с л т ж р н о о ном со и о ч т е в с ѣ к т о с й тво л в и а т т е ь курсу космографіи совершенно такъ же, какъ описаніе лабораторныхъ работъ по физикѣ соотвѣтствуетъ учебнику этого предмета, или такъ же, какъ задачники по алгебрѣ или геометріи соотвѣтствуютъ учебникамъ этихъ предметовъ. Особенно желательно, чтобы учебникъ и руководство къ наблюденіямъ принадлежали одному автору, какъ мы это имѣемъ, напримѣръ, по физикѣ. „Учебникъ Физики“ Ф, И. Индриксона приведенъ въ полное согласіе съ его же книгой „Работы по физикѣ для средней ш кт к и о ч л е ы ск “ і . я По з д ан об я н ті о я е п н о адо не о й су в щ ъ ест ср в е о д в н ат ей ь и шк д о л л я ѣ к в о о с шм л ог и ра в ф ъ іи, ж ч и т з о н б ь ы , а пр н а е оставались въ области академическихъ пожеланій. Вотъ тѣ основныя о р б ет щ и і ч я ес п к о а л г о о ж к е у н р ія с , а и к с о х с о м д о я гр и а з ф ъ іи ко и то п р л ы ан хъ ы , н н а а б д л о юд п е о н ст ій ро н и а т д ь ъ п н р е о б г о р м а ъ м . м З у ат т р е о о - ­

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2