Труды всероссийского совещания преподавателей физики, химии и космографии. 1918
— 223 **■ Необходимо, чтобы преподаваніе космографт поручалось лицамъ , подготовленнымъ къ этому, какъ съ педагогической, такъ и съ чисто астро номической стороны. графі В и оп п р о ос п ъ лан о ам ч ъ ис н л а ѣ ше ч й ас ш ов к ъ о , лы п , ол я о в ж л е я н е н т ы ся хъ 2- н м а ъ п б р о е л п ь о н д ы ав м а ъ ніе мѣс к т о о с м м ъ о . Всѣмъ хорошо извѣстно, что наиболѣе трудно и медленно усваиваются основныя положенія всякой науки, всякаго знанія, и только тогда, когда у изучающаго установятся въ сознаніи основныя положенія, съ которыми могутъ ассоціироваться дальнѣйшія свѣдѣнія, изученіе можетъ идти болѣе быстрымъ темпомъ. Въ космографіи учащимся приходится знакомиться съ совершенно новой областью знаній по идеѣ--—съ началами а б с у т ю р т о ъ но ч м а і с и т , аг к о от п о о р в ы т я оре в н н і а я ч ; а м л е ѣ жд у у св т а ѣ и м ва ъ ю в т ъ ся на д и о б во о л л ь ѣ н е о ра м сп ед р л о е с н тр н а о не и нно т м ре ъ типѣ школы—въ гимназіяхъ—на преподаваніе космографіи полагается 1 часъ въ недѣлю, при чемъ не рѣдкость перерывы между уроками въ 2, а то и 3 недѣли. При такихъ условіяхъ сколько-нибудь основательное прохожденіе курса является невозможнымъ. Тамъ, гдѣ на космографію полагается два недѣльныхъ урока, какъ, напримѣръ, въ реальныхъ и к ч о ес м к м о е е рч п е р с о к х и о х ж ъ де у н ч і и е л к и у щ р а с х а ъ ; , н в о оз у м к о а ж за н н о на у я ж в е ы б ш о е лѣ н е ео о б с х н о о д в и ат м е о л с ь т н ь ое не теорети ограпи- чиватъся только теоретическимъ курсомъ, а дополнять его наблюденіями неба и отчасти класснымъ экспериментомъ, заставляетъ признать, что и в д гр а в л а у о ф х с ъ і ь и ч и д а в с к а о о в м у ъ и ро с д с к л і а е я й в п ъ г р р а н а в ф е и д л а ѣ ь И л н г ю о н й а н т п ь а о е с в т т а е а , о н р о к е в о т к т и и о ч р д . а ѣ я к л у а п р р с н о ъ е е д к и о ти ст р у а о р т в о о а к ч л ъ н а о. д в Э ъ л т я о н к е с о д о с ѣ з м н л о а ю или въ двѣ на практическія занятія, т.-е. на наблюденія. Несостоятельность такого плана, согласно которому подобныя практическія занятія должны быть „краеугольнымъ камнемъ всего дальнѣйшаго курса“ , была мною указана въ упомянутой уже статьѣ о планахъ комиссіи графа Игнатьева, но тутъ для насъ интересно то, что и эта комиссія, не придававшая космографіи подобающаго ей значенія, тѣмъ не менѣе признала, что двухъ часовъ недостаточно, и намѣчала на космографію отъ 21 Д до 3 часовъ- въ недѣлю, при чемъ практическія занятія выдвигались лишь, какъ факуль тативныя для учащихся. Ясно, что, признавая за практическими занятіями значеніе весьма важгіаіо вспомогательнаго метода преподаванія и , тельно, предполагая ихъ вовсе не факультативными, а обязате с л л ь ѣ н д ы ов м а и для учащихся,” надо высказаться за необходимость для космографіи minimum 3-хъ недѣльныхъ часовъ въ будущей реформированной школѣ, и о немедленномъ введеніи во всѣхъ среднихъ школахъ 2-хъ недѣльныхъ часовъ. Реальныя училища, коммерческія училища и кадетскіе корпуса уже имѣютъ эти 2 часа, остаются гимназіи мужскія и женскія; для первыхъ вопросъ рѣшается, по-моему, просто—именно сдѣлать въ 8-мъ классѣ, вмѣсто 5 уроковъ латинскаго языка, 4 и прибавить часъ на космографію. Программы фактическихъ свѣдѣній по латинскому языку, насколько мнѣ извѣстно, нѣтъ, тамъ просто читаютъ римскихъ авторовъ, а потому уменьшеніе числа уроковъ съ 5 до 4 никакого измѣненія по существу въ дѣло не внесетъ; лишній же часъ на космографію, въ которой сооб-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2