Труды всероссийского совещания преподавателей физики, химии и космографии. 1918
— 221 — Нельзя сомнѣваться въ полезности и цѣлесообразности практиче скихъ занятій по космографіи, если они ведутся параллельно курсу, но нельзя отрицать и теоретическую космографію , иронично называемую с „ и м л ѣ ь л н о о вой космографіей“, ибо отрицаніе „мѣловой космографіи“ равно практически отрицанію систематическаго курса, необходимаго въ ш до к б о н л ы ѣ х , ъ и ц о ѣ б л р е а й ще п н р і е ю по е д г а о ва в н ъ іе ч к и о ст см о ог п р о а п ф у і л и яр п н р ы е е слѣ ра д з о с в к а а т з ь ы н о е н м е о б ж ѣ е —тъ по и не должно. Указаннымъ условіямъ отвѣчаетъ именно третій методъ, представляющій собой, такъ сказать, середину между двумя первыми. Онъ представляется вполнѣ пріемлемымъ и примѣнимымъ къ условіямъ нашей школы. Онъ достаточно гибокъ, чтобы измѣняться въ ту или иную сторону въ зависимости отъ индивидуальности преподавателя, состава класса и другихъ условій преподаванія. Нуяшо помнить, что къ изученію космографіи ученики приступаютъ въ выпускномъ классѣ на 3-й годъ изученія физики, когда они знакомы изъ курса физики съ взаимоотношеніемъ опыта и теоріи, когда ими уже усвоено, 1) что классный экспериментъ или ихъ собственный лабораторный опытъ есть только приближенная повѣрка извѣстнаго закона природы, выражаемаго математической формулой какъ идеальной схемой природнаго процесса и 2) что эта схема получается не на основаніи класснаго эксперимента, ч ю а е т н н ъ і а ю к о ъ п сн р и о и з в р у а о ч н д е і ы и н , ію н а а к у п ч о о н с т м а о г о м о г у р , о а е п ф с ы і л и т и а у ; п ж р д е а р в у п и г р л и і ь у м н ч и е о н с п н л о ы о с е т в а а к в м ъ л и е , н те о у о ч р п е е р н т е и и п к ч о и е д с а к п в о а р м н и у і с е т и у ф п з и у а зики, то изученіе космографіи и теоретическое не будетъ представлять затрудненій; оно все равно неизбѣжно, т. к. ученическія наблюденія по космографіи служить основой для курса не могутъ; они могутъ служить лишь иллюстраціей къ курсу, какъ классный экспериментъ служитъ иллю страціей въ курсѣ физики. п п о ед да е в в В а т с т и ѣ е ч л е ь в с ы к н і с й е ка к м з у а о р н ж с н е ъ ы тъ я к . о п Н с о м ѣ л о т о г ъ ж ра е н ф н и і і к я и ак п н о и е с х т ъ в р е о д о е е с н т н ы с о я в н а и а ній о п п р и е н р д а а п д т о ѣ ь л я с о т я ж ьс е п я н а , іи ч н , т е ч о г т о о т п п а р к р і е о е курсы могутъ быть введены какъ норма; лабораторное преподаваніе физики куда необходимѣе и то мы до сихъ поръ не имѣемъ его, какъ нормы. Слава почтеннымъ труженикамъ школы, пробивающимъ новые пути въ дѣлѣ обученія юношества, но не будемъ обманываться, что и подавляющее большинство не всегда будетъ дѣйствовать по нормамъ. На вопросѣ о роли наблюденія въ курсѣ космографіи приходится л ос а т с а ь но и ви к т о ь с с м я ог е р щ а е фи и че п с о к т а о я м к у, ом чт и о ссі в я ъ гр э а т ф у а м И е г т н о а д т и ь ч е е в с а к , ую кот л о о р в а у я ш н к а у мѣ п т о и п л а а практическія занятія, факультативныя для учащихся, совершающіяся непрерывно въ теченіе учебнаго года по вечерамъ разъ въ недѣлю или въ двѣ недѣли, въ опредѣленные дни и часы и рекомендовала ихъ, какъ „краеугольный камень всего дальнѣйшаго курса ко см о граф іи Въ своей статьѣ, посвященной разбору преподаванія космографіи по планамъ упомянутой комиссіи (см. мою статью „Матем. Образованіе“ № 3 за 1916 г.), я указывалъ на практическую и логическую неосуществимость этихъ предположеній, что еще разъ указываетъ на невозможность такъ пере-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2