Труды всероссийского совещания преподавателей физики, химии и космографии. 1918
вайный на практическихъ занятіяхъ по космографіи; 3) методъ теоре- тически-наблюдателъный, при которомъ курсъ космографіи излагается систематически и всѣ положенія, которыя могутъ быть провѣрены д п е о н ср ій ед , с и т н ве а н ч н е ы г м о ъ во н р а я б , л м ю е д т е о н д і ъ е , м в ъ ъ у к ч о а т щ о и ро х м ся ъ , т д е ѣ о л р а і ю я т и ся на п б р л е ю дм де е н т і о е м д ъ о н п а о б л л н н ю я е н ю я т е ъ тс д я ру в гъ ъ д п р о у д г а а в . л П яю ер щ в е ы м й ъ м б ет о о л д ь ъ ши з н ащ ст и в т ѣ ни с к л о у в ч ъ ае н в е ъ и в м ъ ѣет н ъ а , ше н й о п ш р к и о м л ѣ ѣ , когда космографія преподается лицомъ, занимающимся ею ex officio или когда внѣшняя обстановка преподаванія дѣлаетъ невозможной организацію наблюденій. Второй методъ—эвристическій выдвинутъ былъ и созданъ, какъ г н р ѣ а ч ф т и о ч з е а с к к о о н й че л н и н т о е е р , а Н т . у Ѳ р . ѣ Пл о а ч т е о н н ь овы и м нт ъ е , р к е о с т н о у р ю ый и под о а р р и и г л и ъ на р л у ь с н ск ую ой к к о н с и м г о у „Практическія занятія по начальной астрономіи“ . Продолжателемъ этого метода былъ покойный Н. Н. Соковнинъ, сконструировавшій цѣлый наборъ спеціальныхъ приборовъ для космографическихъ наблюденій и к н р р и іи о м м е к ѣ н о т с ѣ т м о о г п г о о р , а в к ф о у і з р и б с “ у у в д ъ и к в о т ш с р м у ій о д г а р в х а е ъ ф сь 1 іи м -г а о (с и В м н с . е т м р ер о о ю е с с с н і с й ы т с а й к т а ь в г ю о о п С р „ о ъ В с о ѣ ъ п зд р о о а к с л ъ П а р с е о с п н о п о д р м а е ъ в п а о э т к д е с а л п в е е а й н ф о и с з т . ь х и им ж . и и во к с о т с ь м. э —то „ г М о а м те е м то а д т а ич я . в О ля б ю ра т з с о я ва а н р і г е у “ ме №нта 5 ми за за 19 н 1 е 6 го г ; . н ). о Н о а т г с л ю я д д а , конечно, не слѣдуетъ, что этимъ методомъ можно злоупотреблять и что онъ не допускаетъ возраженій. Возраженія возможны: прежде всего этотъ методъ очень трудно осуществимъ на практикѣ, т. к. учащіеся п сп р о и ря н ж ор е м ні а и ль с н т о о й ль п к о о ст с а в н о о б в о к д ѣ на у го чеб в н ре а м го ен д и ѣ , л ч а то н б е ы и в м ы ѣ п ю ол т н ъ ит в ь ъ в с е в с о ь ем ц ъ ик р л а ъ р е н т а о ъ б й о у т р ч ъ а е , б н о и у т к к ы а а . з м а С ъ н с н л ы ы и л ш х а ъ т ь ь ф в с ъ я ак к и т н и с и к ч л г е ѣ ю ск ч і Н и я . т с е в Ѳ л ѣ . ь д н П ѣ о л н а н і т я а о и н о о п п в р ы а и т . т ъ о Д м а Н ъ л . ѣ ц Ѳ е ѣ , . н э о в т й ъ от о ъ ч э е т м н о ь м ет ъ м о е д д ъ о л т д н ен о а шеніи нельзя потому, что исключеніе не есть общее правило. Наконецъ, es преподаваніи долженъ весьма существенную ролъ играть именно теоре- тически-описательный элементъ, т. к. иначе ни о какомъ обобщающемъ значеніи космографіи не можетъ быть и рѣчи; придать курсу космогра фіи преимущественно наблюдательный характеръ мнѣ представляется невозможнымъ: во-первыхъ, по той простой причинѣ, что большинство наблюденій можетъ касаться сферической части космографіи, которая в то о м вс у е , ч н т е о д д о л л я ж у н я а сн я е в н л і я я т з ь а с к я он п о р в е ъ об п л р а и д р а о ю д щы ей над в о ъ н к а у б р л с ю ѣ д ; ат в ь о- т в а т к о і р я ы я х в ъ л , ен п і о я и такъ, чтобы найти именно то, что требуется, т.-е. наблюдать, такъ сказать, тенденціозно—другими словами—раньше теорія, потомъ подтверждающее ее наблюденіе (но наблюденіе это обязательно во всѣхъ случаяхъ, когда н во и з к м и ож из н ъ о). на С б т л о ю ро д н ен н і и й ки и ч б и у с д т у о тъ эв в р ы и в с о т д и и ч т е ь ск з а а г к о он м ы ет , о ч д т а о д к у о м н а к ю ре т т ъ н , ы ч й то фа у к ч т е ъ легче воспринимается, чѣмъ догматическая теорія; противъ этого не спорю, но думаю, что изъ фактовъ выводить обобщенныя теоретическія представленія—значитъ не только владѣть научнымъ методомъ, но и быть мыслителемъ-естествоиспытателемъ, что ученику, понятно, недоступно-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2