Труды всероссийского совещания преподавателей физики, химии и космографии. 1918
219 — осмысливаетъ эти законы въ представленіи учащихся. Всецѣло опираясь на физику космографія въ то же время и дополняетъ ее. Уже одна эта обобщающая ролъ космографіи выдвигаетъ ее въ качествѣ серьезнаго обще образовательнаго предмета. Прибавимъ сюда фактическія свѣдѣнія объ н и а з г м о ѣр и ен с і у и то в ч р н е а м г е о ни дв , и о ж бъ ен и ія ст з о е р м іи ли к , а о ле р н а д з а в р и я т , іи о м д ы о с к л а и зат о ел д ь в с и т ж в е ах н ъ ій г з о е д м и л ч и , н н а а г ч о ин п а а я ра съ лла у к ч с е а ній зв д ѣ р з е д в ъ н , их о ъ з ф ам и ѣ л ч о а со те ф л о ь в н ъ ы и хъ ко о н т ч к а р я ыт о ія т х к ъ ры а т с іе т м р ъ офи го з д и и ки ч , наконецъ, о космогоническихъ гипотезахъ и для насъ станетъ несомиѣп- нымъ, что включеніе космографіи въ систему общаго средняго образованія далеко не безцѣльно , что оно имѣетъ свое „raison d’être“. Само собой разумѣется, что при существующемъ преподаваніи ч к е о с с к м и о м гр ъ аф с і в и ѣд он ѣ о нія со м в ъ е , рш та е к н ъ но и бе п з о цѣл ха ь р н а о кт к е а р к у ъ п п р о еп с о о д о а б в щ ан а і е я м , ы л м и ъ ше ф н а н к а т г и о к ч га а е е к с т к о с и й я м -л и к и ; у б р о эт съ о ру п к к р о о о в с с м о т д о о я гр щ о а т е ф д й і ѣ и л и , ь д в н е р ы и я е . д Т ъ п ѣ ар л а и с г в р ѣ м а д о ф ѣ г ы у н т і ъ я у , че и б б ы з н ъ т и ь к к а о н , т а о д з р а в ы ж ан х е ъ ы не о а б с с ы в т я ч р з н о а о н н о н с м л ы и а е м г щ а е і е е ж т с д с я я у т в с а о ъ к б ъ о к ю у и рс о н ѣ б е щ о п е о й п ст а и р м г а ы а л с ю л л т а ь ъ к ю с ; ѣ во , о п б р 2 щ о ) е с п о р о в ас ч ъ п е : р м о у 1 с ) тр э д т а л о н я т е ъ н ч н е в ы г о о й пр с ф о о с а б ъ к с т т ъ в п е , р н и н ч в т о о о д и и у з т ч л с а я а, какъ доказательство годичнаго движенія земли и множество другихъ. Въ отдѣльныхъ, къ прискорбію, довольно многочисленныхъ случаяхъ преподаваніе космографіи прямо анекдотично; укажу два примѣра: одинъ п м р аю еп т о ъ да о в б а ъ т я е с л н ь яе к м о а см го о , гр о а т ф вѣ іи ча н л а ъ, за ч я т в о ле „к н о іе см у о ч г е р н а и ф к і о я въ во , о ч б т щ о е о т н а и ка н я е н п а о у н к и а, которую понимать нельзя“ , а другой поступалъ еще проще—будучи класснымъ наставникомъ 8-го класса и устроивъ уроки космографіи по т с о у к бб ъ о , т з а а м м ъ ѣ , ч о а н я ъ „д н в а а н § и § хъ по за Щни е м рб а а л к ся ову вы д с а т л а ь в ш ле е н “ і . ем В ъ отъ въ п д о н ч е е в м н у и , ки гос о п т о м д ѣ а, м то е м ж ъ д , у л а е с ж т и р т о ъ но ц м ѣ іе л й а , я ка п к р ъ оп н а а ст у ь к , ой со и вер ас ш т е р н о н н о ом н іе е й д , оп к у а с к т ъ им у а ч я еб в н ъ ым н ъ ор п м р а е л д ь м н е о поставленной школѣ. Все изложенное выдвигаетъ на очередь вопросы: какіе же мегподы и формы преподаванія наиболѣе цѣнны и примѣнимы при изученіи в к в и а о т т с е м ь л о ь п г н р р ы е а п ф м о і ъ и да ц в в ѣ ъ а л н я с іе р м е ъ к д , о н с о е м й о к г о ш р т к а о ф о р л ы іи ѣ х , ? ъ чт г В о о ъ б в ы ор к и о а н л к о о ія сь о у т в с в ы л ѣ о ш ч в а е і л ? я о н т е ѣ о м б ъ ход о и б м щ о ео п бр о а ст зо а Методовъ преподаванія космографіи можно различать, какъ мнѣ кажется, три: именно: 1) методъ теоретически-описательный, кихъ наблюденій, опирающійся на извѣстные ученикамъ закон б ы ез ф ъ из в и с к я и и механики, извѣстной подъ именемъ „мѣловой космографіи“ ; 2) методъ э т в р р о и н с г т а и , ч в е ъ ск п ій о , ло с ж т е а н в і я е щі и й зсл у ѣ ч д а о щ в а а г т о е с л я я , и по п ' о в з ы во р л а я ж ю ен щ ію ій о п т р к о р ф ы е в с а с т о ь ра Армс научные факты вмѣсто того, чтобы только слышать о нихъ,—иначе методъ, о'сно-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2