Труды всероссийского совещания преподавателей физики, химии и космографии. 1918

— 218 ческой гипотезы, рисующей намъ картину вѣроятнаго происхожденія и развитія солнечной системы и всего видимаго міра. Послѣдній вопросъ представляетъ для насъ особый заманчивый интересъ и притягательную силу—съ его разрѣшеніемъ тѣсно связано разрѣшеніе цѣлаго ряда вопросовъ—Что такое земля, на которой мы живемъ? Какое положеніе занимаетъ она среди другихъ видимыхъ нами міровъ? Что такое солнце и звѣзды, туманныя пятна и. кометы? Какіе физическіе законы дѣйствуютъ на этихъ тѣлахъ и тождественны ли они съ законами, дѣйствующими у насъ на землѣ? и т. д. Подобные вопросы никогда не перестаютъ занимать человѣческій умъ и то или и со н ф ое ско р е азр м ѣ ір ш о е в н о і з е зр и ѣ х н ъ іе н д а а к н л н а о д й ыв э а п е о т х ъ и. х М ар о а ж к н т о ер с н к ы а й зат о ь т , п ч еч то ато с к у ъ ще н ст а ве ф н и н л у о ю ч н а о с м т і ь и, и с с в т о о д рі я и щ д ая р с е я вн в е ъ й с ф у и щ л н о о со ст ф и іи къ сос п т о а п в ы л т я к ет ам ъ ъ и с с о т з о д р а ія ть др т е у вн и е л й и а и ст н р у о ю систему міра. Отсутствіе у древнихъ научнаго метода и заставило ихъ обратиться прямо къ попыткамъ дать удовлетворительное объясненіе системы міра, оказавшимся тщетными. Современная наукд, вооруженная строго научными методами изслѣдованія, ставитъ вопросъ о космогоніи д (о ов п а р н о ій и , сх т о а ж к д ъ ен к і а и къ мір д а л ) я ко р н ѣ е ш чн ен ою ія цѣ эт л о ь г ю о в в сѣ оп х р ъ о а с с а тр н о е н о о б м х и од ч и ес м к о ихъ по и з з н с а л н ѣ іе возможно большаго количества небесныхъ явленій, и учитываніе с с о к в и м хъ ѣст и на х г и о ми д ч ѣ е й с с к т и в х ія ъ в з с а ѣ ко х н ъ ов и ъ з , вѣ ц с а т р н с ы тв хъ ую н щ а и м х ъ ъ м с е р х е а д н и ич с е и с л к ъ их п ъ р , ир ф о и д з ы и . че­ Сказаннымъ опредѣляется и то громадное общеобразовательное зна­ ченіе, которое представляетъ собой изученіе астрономіи, а въ средней школѣ — космографіи. Космографія, являясь изложеніемъ главнѣйшихъ законовъ космоса, охва­ тываетъ физическій міръ въ цѣломъ, поскольку этотъ міръ доступенъ нашему зрѣнію и прямому или косвенному измѣренію; физическіе и м вс е ю ха д н у и в ч ъ еск б і е е зко з н ак еч о н н ыы, хъ уп гл р у а б в и ля н ю ах щ ъ іе пр я о в с л тр ен ан ія с м тв и а , , с п о р в іо е б р р ш ѣ а т ю ающ т и ъ ми м с і я ров п о о й с ю м щ ы і с е лъ сре и ди ко с н и с л та ъ ти п р р у и ю р т о ъ ды з . амѣчательную гармонію и порядокъ, царству­ Въ курсѣ космографіи передъ учащимися тотъ или иной физическій законъ разрастается за предѣлы физическаго кабинета до предѣловъ цѣлой вселенной. Мало того, въ курсѣ космографіи передъ учащимися проходитъ совмѣстное дѣйствіе различныхъ физическихъ, химическихъ и механическихъ законовъ, д че ѣ с л к я у е ю тъ ц . ѣ Б н л н а о г с о т д ь а ; р п я ра э в т и о и л м б ь у о н , о л к а о п б с р м о е р о п а г о т р д о а р а ф в ія і а я е п м р п а и р я р іо о о б д н р ы а ѣт э а т е и т х ъ ъ в з ы ак с о о н ку о ю въ э н с е те р т а и з­ внушаетъ мысль о не­ преложности законовъ природы, с р о е в с ъ ъ м от о н л о о с д и о т г е о ль и н щ о у о щ к а р г у о жа у ю ма щи и хъ р н о е е ж в г о д о л а ь е я н т в о ъ ле п у н р і и й н к е о г и о вы не в м а а т е с о т с л ъ у ьк к н о ъ о э в т ы с и е х б ъ ѣ во в п о и р п н о р т с о е ы рождаетъ, но и отвѣчаетъ на нихъ. Затрогивая механическіе и физическіе законы съ точки зрѣнія г б л о я л д ѣ н е о широкаго масштаба, чѣмъ это возможно въ курсѣ физики, и на­ выдвигая примѣнимость этихъ законовъ во вселенной, космографія Ф

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2