Труды всероссийского совещания преподавателей физики, химии и космографии. 1918
— 214 — ходим Я ос и ть мѣ о л р ъ га у н ж из е ац с і л и у -п ч р а е й дв н а а ри п т р е е л д ь ы н д ы у х щ ъ и н х а ъ бл с ю ъ д ѣ е з н д і а й х н ъ еб у а ка съ за у ть ча н щ а им н и ео с б я , п н о ом к і р я ай е н с е т й ь м н ѣ а р у ѣ ка за на д б в л а ю г д о а д т а ел д ь о на н я а , ча в л ъ а о с т и л ст и е ч м іе ати от ч ъ еск ф а и го зи к к у и рс и а. А хи ст м р іи о , наукъ опытныхъ Матеріальнымъ базисомъ, на которомъ строятся научные выводы въ астрономіи, и являются наблюденія, безъ которыхъ занятія этимъ предметомъ отвлеченны и скучны. ческія От з с а ы н л я а т я ія и п н о те н р а е ч су а ю ль щ н и о х й ся ас э т т р и о м н ъ ом в іи о “ п , ро я со з м дѣ ъ с к ь ъ х м о о т е ѣ й лъ кн б и ы гѣ к „ о П сн р у а т к ь т с и я стороны дѣла, мало затронутой въ вышеприведенной книгѣ. Простыя наблюденія, связанныя съ зарисовываніемъ положенія н н н е о и б м х е ъ і с и н м ы д а а х л н ъ о о . с С н в л а ѣ м ѣ т д ъ и у л е и ъ т з , ъ м о ѣ ч п р е о е н м н ь н ія и п м т о и ь м . , ог ч а т ю о т г ъ ла и в з н у о ч е ен б і о ю гат а с с т т в р о он с о о м де іи р , ж н а о нія их а ъ стр о о д м т н а ы и т ч м ь е и с с И . к ъ и Н е м д е с и о л л р ь и и о з я г з п и , м р м ѣ и к и р о з , н н е а н е т т ч і о я ь н ч м н о и , ж ы , е м о т л т и о а р т и н и е ц а л н а м ь т с ъ н т ь ы ум ж п м р е е ъ н е л д т а з а с т н т м е а а л и в к ь , о л н и м я о л е с с т т и т в с и я о с ъ п д у р в ч д и а а е м щ ш в ѣ и е ы н в х х е ы с о н я м д і я а и с , , ъ п и у р л п а и и с р б т о о р р щ р о а о н е б в н о о ъ точныхъ, работая съ выдающимися учениками внѣ класной работы. Та кая работа доставляетъ учителю большую радость. Но разсчитывать на широкое примѣненіе дорогихъ инструментовъ нельзя: ихъ не пріобрѣтешь много, обращеніе съ ними требуетъ большого навыка и пониманія. Потребности ученической массы, большинства учащихся гораздо лучше удовлетворяются примѣненіемъ приборовъ упрощенныхъ. Тотъ, кто понялъ пріемъ измѣренія угла съ точностью до 1° или времени до 1 минуты, и связалъ это пониманіе съ своимъ личнымъ опытомъ, знаетъ принципіально б м о и л ч ѣ е е с , ка ч г ѣ о мъ при т б о о т р ъ а , , к и то ни п к е о р г е д д а ае н т е ъ в к и н д и а ж лъ но е е го оп с и в с о а и н м іе и т г о л ч а н з а а г м о и. а Б ст о р л о ь н ш о е того, значеніе точныхъ измѣреній пойметъ гораздо лучше тотъ, кто участвовалъ въ измѣреніяхъ характера приблизительнаго. н р ы ес й ую к В щ у ъ р и с п х ъ о ся с с л ъ ѣ эт д у и н ч м і е е ъ ни т в р ц о и а п м р г и о о д с Т о а в м е м ъ р н с я ѣ ко у п г д о р а и в к в а о о л м ж о м с у ь ер п с ч о р е о о с т в к в о а ѣ д г и т о с т т ь у в ч т у и а ю л к щ о и й щ ія и а з . д м Д а ѣ н л р н я и ы т и я е н л т в ь е ъ приложеніи. Перехожу далѣе къ вопросу о томъ, сколько недѣльныхъ часовъ желательно было бы удѣлить астрономіи въ средней школѣ. Само собою разумѣется, что въ теченіе двухъ недѣльныхъ часовъ элементарный курсъ астрономіи можно пройти лучше, чѣмъ въ теченіе о в д о н л о ьс го т 1) во н с в п е а е д т ц ѣ ь і л с а я ь л н и и а с г т о о ы дн ч в и а с с м е а ъ г . д Н ч а а о с с о я к м л ъ о п н , о н л и ы а с г х а о к ю д ъ я , ч у и т в з о е ъ л а и с с ч л т е ѣ р н о д і н у ю о ю м щ у ія ч и е х б ъ м н о а о г г л с о н а о в в б р а ы н ем і у й е д . н о и п то о въ св 2 о и ) ем о ч у б ас щ т п е ь р м е ъ а д с м т и е р х т о ъ у но и б м а и л ч а а ч н с е т с с о к ѣ а ; г з о абы ма в т аю ер т і ъ ала об п ъ ро и х н о т д е и р т ес с а я х н ъ а д у р р у о г к и а х х ъ ъ п ф р и е з д и м к е и (спектральный анализъ, небесная механика, какъ приложеніе динамики къ законамъ движенія планетъ); 3) въ виду крайней технической отсталости Россіи, можетъ быть,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2