Труды всероссийского совещания преподавателей физики, химии и космографии. 1918
— 213 — изученія. Здѣсь умѣлое упрощеніе въ изсложеніи предмета не только желательно, но и прямо необходимо. А между тѣмъ не рѣдки случаи, когда стремленіе къ научной ч т а о е ч т н ъ о К с а т п к и р ъ о и ст л м о и ог с у п к т о у ъ л ч н н с о т ы т а ѣ й лк х и и а в з р а л а т о к ь ж т с е е я р н ъ м ія е и ж п д н р у о и в с в о е о б е д о и ю н т е ъ тр ус е к в б ъ а о и в т а в о н а м е ія у т , с н я ч а т у у о ч ч н а к о щ у й р и т с м ъ о и ч с н п я о о . с л т у и г и ой ра о з В у б ъ мла н д с о т о й и б . р п о е е да с г т о а г р и о к е и в , р п е о м я я сн в ю ъ н у а че о б д н н и о к м а ъ хъ пр а и р м и ѣ ѳм рѣ ет , и в к з и ят о ом в ъ ел и и з ч ъ ин д а р р х < у ) ъ л п и р ч ям ин о ам пр и о н п а о з р ы ц в іо а н ю а т л с ь я н т ы ак хъ ія в п е и л с и а ч л и и ны та , к к ъ от : о „ р п ы р я ям из о мѣ пр н о я п ю о т р с ц я і с о о н г а л л а ь с н н ы о м д и ру в г е ъ съ другомъ, т.-е. во сколько разъ увеличивается или уменьшается одна изъ нихъ, во столько разъ увеличивается или уменьшается другая. Въ современныхъ курсахъ ариѳметики мы находимъ опредѣленіе болѣе точное: „если отношеніе двухъ произвольныхъ значеній одной величины равняется отношенію двухъ соотвѣтствующихъ значеній другой величины л то ѣе в т е о л ч и н ч о и е н о ы пр н е а д зыѣл в е а н ю і т е с б я у п д р ет я ъ мо и п л р у о ч п ш о и р м ц ъ іон в а ъ л п ь е н д ы а м го и г “ и . ч К е а с з к а о л м о ъ сь о б т ы н , о ч ш то ен б іи о. Однако это не такъ. Менѣе точное опредѣленіе усваивается очень легко, а главное, вполнѣ подходитъ къ степени развитія рѣчи учащихся въ в в 1 а ѣ 2 е — ч т а с 1 ю я 3 щ о л и т ѣ х ъ т ъ ъ н . с и т А х р ъ ах п ъ п о о см в и т о о т т р р о е и с н к т і а е я , н я б а з о ы л т ѣ к ѣ е ъ хъ т з о а ж ч п н е л а е г у т о ч ае а т щ о с п я и р , х е с д с я р ѣ , е л д к е и н ог ія р д : а а з в у у ъ м ч н и г ы т л е а х л з ъ ь ах с д ъ л о о б о в и т ъ совершенно неожиданно выскакиваютъ неразумныя, попавшія изъ какихъ- то другихъ опредѣленій. Видно, что опредѣленіе берется памятью, а не лониманіемъ. И я осмѣливаюсь утверждать, что часто лучше сообщить ученику м ре е с н а ѣ м е ъ, то в ч ъ ное осо о б п е р н е н д о ѣ с л т е и н , іе е , сл н и о б н о а лѣ п е ра о к т т в и ѣ к ч ѣ ающ уч е е е ни ег к о ъ р п а р з и в м ит ѣ і н ю яе и тъ ин э т т е о опредѣленіе правильно. н б і о я ял б с о С я л т ь р б ш о ы г и і н е н с е т к в т р а о и л т м ь и о к к и о и х , ъ ос к у т о о ж н в д е а ч е р н н и о і щ я , е о н й п а , р с е ъ е с д л ѣ з и а ле б э н ы т н о о ы п х н ы ъ е то к п м р о ъ и х т в у и а б к л ѣ о я д в т и ъ ъ л , , с н я н о о в и ъ я о ш с н у к е ж ол п д ѣ о е , что тотъ или иной рекомендуемый мною пріемъ даетъ лучшій результатъ на практикѣ и связанъ съ подъемомъ интереса учащихся къ предмету. Вообще я думаю, что учащіеся не только должны быть для насъ объектами для осуществленія готовыхъ программъ, но нашими лучшими судьями, и въ ихъ глазахъ мы должны почаще искать отвѣты на вопросъ о томъ, правиленъ или неправиленъ примѣняемый нами педагогическій пріем П ъ р . ямой выводъ изъ сказаннаго тотъ, что для пользы дѣла не надо ч у е в н л і е е ка л т и ь ш ся ь в п в р е и де с н п іе е м ці ъ ал л ь и н ш ом н ъ их и ъ зуч н е а н уч іи ны а х ст ъ ро т н е о р м м і и и н , о и в , ъ г , дѣ им т ѣ о ю ль щ ко их м ъ ож зн но а, упрощать математическую обработку курса. Освобождая такимъ образомъ въ извѣстной степени душевныя силы учащихся, мы должны направить р и а х н ъ ію на ко р н а к з р ви ет т н іе аг н о еп м о а с т р е е р д іа ст л в а ен д н л а я го на и у н ч т н е ы р х е ъ са о и бо л б ющ б е в н и ій к . ъ небу, къ соби
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2