Труды всероссийского совещания преподавателей физики, химии и космографии. 1918

203 — ‘брошенные въ „глухія мѣстечки, почасту жалуются на затягивающую ихъ среду, на оторванность отъ источниковъ науки. Вотъ, думается мнѣ, б н ю ія ро о и ли з т д е ѣ р с а ь ту м р о н г ы л х о ъ бы но с в ы ин гр к а а т х ь ъ, н и ѣ л к и от д ор а у ж ю е р б о е л р ь я в н ъ а см се ы б с я лѣ ко л м и ис с с о і о ю бщ п е о выпискѣ желанной книги, брошюры или диссертаціи. Вѣдь безспорно, г-да, я і и в ъ только тотъ преподаватель въ своемъ преподаваніи, который самъ не утерялъ связи съ наукой. Школа, желающая сохранить у себя ж д н а а и в в а и о т м й е ѣ л т д ѣ ь у , х и у ъ ш , с к е д б о о я л л ь ж н н н а е а я т б за о и б л б о ь л т к іо и о т т е ь у к с ч а я е п б н о н е ы н й т а о , ш л е н ь м о к у о и г о л с б в у ъ ѣ бо ж у к ч і о й е м н у н и а к у у ѣ б ч , ѣ н н ж ы о д й е и н м ію а о те п д р р о і е а л п л ж о ъ для преподавателя. Это первая дополнительная задача бюро. Затѣмъ позвольте поставить еще и вторую дополнительную задачу. Мы смотримъ на школу, въ особенности на провинціальную, не только съ точки зрѣнія обученія учащагося въ ней. Этого мало. Школа вообще есть культурная ячейка, и свѣтъ ея долженъ простираться и за порогъ школы въ окружающую среду. Если это такъ, то и преподаватели являются культуртрегерами для широкихъ массъ населенія. Если въ п п е р р о ь шл т о а м ки ъ хъ та т к о а р я м д о ѣ зо я в т ъ ел н ь е но б с у т д ь ет т ъ о . р I м I о в з о и т л ъ ас д ь ля пр п а р в е я п щ о и д м ав и ат к е р л у е г й а - м хи и м , и то ко т в е ъ открывается широкая, живая и крайне важная работа— приблизить къ нашей наукѣ широкіе слои населенія. Думаю, что въ нашемъ собраніи не надо доказывать, какъ важно сообщить земледѣльцу или кустарю, мѣднику, фотографу, квасовару и всякому другому работнику хотя бы - ч с е ам ні ы е я х э и л м е і м и е , н с т ч ар и н т ы ая я , ч с т в о ѣд о ѣ б н р і а я зо п в о ат х е и л м ьн іи ое . Я леж бе и р т у ъ ч в и н с ѣ то- с п о р м и н к ѣ л н а і д я н . о И е в з о н т а ъ мнѣ представляется, что школа, исходя изъ принципа демократизаціи знаній, привлечетъ въ свои стѣны и нешкольное населеніе и тѣмъ углубитъ свое государственное значеніе. Эта внѣшкольная просвѣтительная работа какъ нельзя болѣе отвѣтитъ и запросамъ переживаемаго времени. Если эта дополнительная задача школьнаго преподавателя найдетъ отзвукъ въ нашемъ собраніи, то на бюро и въ этомъ случаѣ выпадетъ немаловажная роль въ дѣлѣ и даванія совѣтовъ и указаній и роль собирателя всѣхъ отчетовъ о такого рода работахъ. Не въ блішайшіе дни, а нѣсколько позднѣе бюро должно было < п ш 5 р ы і о е в съ з д я л т о я ь п п н е р а ч е а п с т о е а д б н а я і в и а и т о е и ч л е з я д н а ь н м і т а е р т у е п д р е н і ч а о л ат ы о н с а у н г щ о аш е о с л т р и в г и ан б м ы а ъ , . в с Н ъ е о б к ѣ н о е то м в р с ѣ о е с м г т ъ д о а . в С ж с е ѣ е йч в н а а а с ж ъ Р н у ѣ в с й о и ■будутъ такія трудныя времена. тельн Е о сл д и ума г т о ь во и ри о ть со о з б д ъ ані о и тд п а р л и енн та о к м о ъ мъ бу б д ю у р щ о ем о ъ б , ра т з о ц , о к в о а н го ечн к о а , би п н о е з т в а ол с и ъ ■образцовой библіотекой, гдѣ молодые преподаватели могли бы воочію видѣть все необходимое для ихъ преподавательской дѣятельности. Но это уже нѣсколько отдаленныя мечты. нію, с К Т у а о ж к н о д е в е ч о н н і о ю т , о о и р б г ю р а р ѣ н о ш и , з е к а н о ц і т і ю я ор . и аг с о ущ ор е г с а т н во и в з а а н ц і і е я б п ю р р ед о л п а о га т е р т е с б я ует в ъ аш н е ѣ м к у от в о н р и ы м х а ъ расходовъ. Откуда взять средства?

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2