Труды всероссийского совещания преподавателей физики, химии и космографии. 1918
— 199 — И. Ю. П р е е д е (Кузнецкъ, Сарат. г.). Надо имѣть въ виду, что средняя школа представляетъ лишь звено единой школы. Начатки тимическихъ познаній должны быть даны уже въ старшемъ классѣ высшаго начальнаго училища. С. С. Н а ц е в и ч ъ (Кинешма). Слѣдуетъ заботиться нео предметѣ и правахъ спеціалиста, а о томъ сырьѣ, изъ котораго по выраженію С . И. Сазонова, нужно сдѣлать „нѣчто благолѣпное“ . Уже въ возрастѣ 14—15 лѣтъ учащіеся начинаютъ стремиться къ самодѣятельности. И нужно не столько навязывать имъ свою программу, сколько идти навстрѣчу ихъ желаніямъ, являясь для нихъ старшимъ товарищемъ Поэтому вполнѣ достаточно одногодичнаго курса химіи по программѣ В ж . да Н ет . ъ В у е м р ъ хо у в ч ск ащ аг а о г . ос Б я о . ль Ц ш ен а т я ръ об т я я з ж ат е е с л т ь и на д я олж пр ен ог ъ ра б м ы м т а ь л п и е ш р ь ене з с а е г н р ъ ом н о а н ш е о о г б о яза ч т и е с л л ь а ную час р о а в б ъ оту п : о реф хи е м ра іи ты, до э л к ж ск н у ы рсі б и ы , т ч ь те у н в іе ел к и н ч и ен гъ ы . В пр м а ѣ к с т т и о ч б е о ск л і ь я занятія по другимъ отдѣламъ естествознанія, особенно по минералогіи и физіологіи растеній, т.-е. работы въ огородѣ, полѣ и проч.. А . Н . - Р е ф о р м а т с к і й . Отвѣчая Б. П. Афанасьеву, говоритъ: Я заботился не только о высшей школѣ, я ею воспользовался, чтобы указать, какъ мало пріучаетъ работать мысль современная средняя школа; а между тѣмъ, казалось бы, это одна изъ главнѣйшихъ ея задачъ. Кромѣ того, Б. П. Афанасьевъ предостерегалъ насъ не увлекаться въ сторону увеличенія числа часовъ по химіи, потому, что вѣдь не всѣ ученики будутъ способы къ изученію химіи, не всѣмъ она будетъ нравиться. А я скажу, что такое предостереженіе одинаково должно относиться ко многимъ предметамъ средней школы, уже надѣленнымъ многочисленными часами. А такъ ли Зъ этихъ другихъ предметахъ все цѣнно и важно и, главное, цѣлесообразно, чтобы затрачивать на нихъ большое число часовъ? Возьму нѣсколько типичныхъ примѣровъ: ■сколько времени убивается на изученіе знаменитаго Филаретовскаго катехизиса, и какой результатъ отъ этого получается вы знаете сами; ю ил т и ся в м ъ оло р д у ы сс е ко за м п ъ ро я с з ы ы , к к ѣ о —гд в а ъ м 4 ол к о л д а а с я сѣ д , уш ко а гд п а ор т ы о в л и ь с к т о о -то у л ст ь р ко ем п л р я о е б тс у я жд к а ъ » с ч к у о д й ны г м ра ъ мм кр а а т с и о к т и ам и ъ д м р і е р в а н , е с й ко п л и ь с к ь о ме в н р н е о м с е т н и и ; т я ра у т ж и ъ тся не на го и во з р у ю чен о іе тя с ж л к ав о я м н ъ трудѣ по изученію грамматическихъ тонкостей; возьмите иностранные т ч я е а з м ы с а т к т у и Д и — а к п ж ѣ р в о , е р ч е в и м в с т ъ е п а н о т и м ь н а н з д и и а в б т т у о е р х л , а ъ ѣ ч с е и к с в о т о а л р б е ь о р т к ч а с о е б я к о ъ т в о а р ч н е н е н м н е о ь е й у н м м и в ѣ н ъ т ю о р г т м а о ъ т е , . и т а т о с д к я и о ч н ц е ч а с а к р ю о ѣ м щ шъ іе е о н г т і и е н м о з ш н а а е д з н а ію і ч и ъ м п н о а а проценты и учетъ векселей и когда же?—въ третьемъ классѣ, когда всѣ помыслы ребенка болѣе, чѣмъ на пушечный выстрѣлъ отъ такихъ темъ! Этими примѣрами я хочу лишній разъ подчеркнуть, что учебные планы нашей образовательной школы требуютъ коренного пересмотра, а учебные предметы требуютъ совершенно новой группировки. А при новой группировкѣ предметовъ должно найтись мѣсто и для химіи. Такъ вотъ я и думаю, что химія должна проходиться не менѣе
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2