Труды всероссийского совещания преподавателей физики, химии и космографии. 1918

192 — Москательные товары. Канифоль. Каучукъ. Хина. Камфора. Селитра, ^Писчебумажные товары. Бумага изъ тряпья и древесины. Альфа и папирусъ. Печатное дѣло, сомъ Л уч п а о щ л і а е г с а я ю, с в л с ѣ ѣ д м я ъ тъ хо з р а ош ур о ок и а з м в и ѣ , ст н н а о, к с о ъ тор к ы ак х и ъ мъ уч о и с т о е б л е ь нн г ы о м в ъ ор и и н т т ъ ер с е ъ ними объ окружающихъ, нужныхъ имъ предметахъ, о происхожденіи и полученіи этихъ предметовъ, научаетъ, какъ отличить хорошій нужный ученику предметъ отъ плохого и т. д. Ученику ясно, зачѣмъ объ этомъ говорится, и не приходитъ въ голову вопроса:—А зачѣмъ мнѣ все это? Въ этомъ отношеніи уроки только что очерченнаго мною курса и уроки товаровѣдѣнія, а особенно практическія занятія по товаровѣдѣнію въ коммерческомъ училищѣ дали много поучительнаго. Еще въ свое время, приступивъ къ преподаванію товаровѣдѣнія съ технологіей въ коммерческомъ училищѣ, я не разъ останавливался па мысли о томъ, что всякая средняя общеобразовательная школа должна непремѣнно вклрчать въ себѣ элементы технологіи. Не слишкомъ ли мы исходимъ изъ чистой науки при построеніи программъ средней школы,, пе рано ли и нужно ли въ средней школѣ говорить, напр., какъ того хотятъ нѣкоторые физики, о 2-мъ законѣ термодинамики и объ энтропіи. Не опостылитъ ли такая школа среднему ученику и не броситъ ли онъ съ интересомъ учиться въ этой слишкомъ далекой отъ его реальныхъ запросовъ средней школѣ? Въ нашемъ первомъ засѣданіи вчера были сказаны золотыя слова: школа должна быть реальна, жизненна и она должна быть трудовая. Введеніе естествознанія въ среднюю школу является уже теперь неоспоримымъ. Почему же ознакомленіе съ продуктомъ дѣятельности генія человѣческаго съ реальными вещами сдѣланнаго человѣкомъ міра н ш н о е и к н д ъ о о л й с ж л “ , ы но ш ка и с к ю т ъ ъ да и б в с у х ч д о е т д р о и п т ы ь м ? в а а П ш ю о и щ ч н е і а й м — у о э т н т в а о ѣ в т о н ъ п е : д р „ о о Э с с т т ъ о у :— п д н ѣ „ о К л е а а к е б т ъ о с ж я эт е н о ст а с в д о ф ѣ , а л б к а р о н и т о о к ? р а “ о х , е ъ ре м в б с а е е можетъ и внутреннее строеніе котораго уму человѣческому непостижимо. стокр Н ат а и ш ч а еск ср ою ед . няя школа была какою-то слишкомъ, я бы сказалъ, ари­ Правительство стремилось отдалить искусственно вниманіе учащихся отъ всякой дѣйствительности, насаждая классицизмъ, перенося центръ, т ж к я и е ж х н ъ е іи ст , к и ъ да в н ж ъ а е м и ъ п с р т э и о п р о и іи х з ъ у н , ч а е д н е д і р и р я е ш в п н о п ѣ д о ц й д е ш ъ н і з й п у . о р п д н е о о р з й і р о ѣ д л н ъ и іе т м в е ъ ъ рат б в у е с р з е т ы о б , л л к н и о е з в к ѣ к о й а е с ш а к е я ъ м сь ъ жи и б з л з н л и о и з . Общество, будучи одушевлено лучшими намѣреніями, возвышеннѣйшими, чувствами, тоже съ брезгливостью аристократа относилось къ такимъ ж ни и з в к а и я О м д ъ д н р а п у к г р о ъ ед я м д у р е ж т у а г е м а, ъ п , у р в е к о д а д ч к и у ъ л в и с т т е в с х у р н ю е о д л н в о ю о г з ю і р я а . шж И е к н о о і л я б у а н о а ф тъ а м к о т ж и о и р п з а р н , е и к д , а л к о о ъ т ж ъ е б н ы з і е я м п . л о И и д д . д е е т р ъ - чуть не по всей линіи борьба съ многопредметностью въ средней (да и въ высшей) школѣ, этой многопредметности приписывается большая часть золъ нашей средней школы, а тутъ предлагаютъ еще новый предметъ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2