Труды всероссийского совещания преподавателей физики, химии и космографии. 1918
— 190 — пользуются невыясненными терминами и употребляютъ слова, смыслъ к с ч м о и т ы т о а с р н л ы н е х н а ъ г н о о . у й ча з щ уб и р м е с ж я кѣ не с п л о о н в я ъ те и нъ къ и ч т т ѣ е м н ъ ію да б ю е т з ъ ъ п я е с р н в а ы г й о т п о о л н ч и ок м ъ ан к ія ъ п б р е о з тахъ, Я но оч ч е т н о ь ж и е зв д и ѣ н л я а ю т с ь ь , , е ч с т л о и г м о о в и орю наб о лю т д а е к н и і х я ъ м э н л ѣ ем э е т н о та п р о н к ы аз х а ъ ли п ; р к е о д г м д е а я бесѣдовалъ на эту тему съ своими коллегами, они или не принимали упрека на свой счетъ, или указывали, что нѣтъ времени на каждомъ словѣ останавливаться,—не пройдешь программы.. н ж е е ч с н т о в Н , а а н и е п б р о с и л в м ѣ о е ѣ бо р г д о р н в ѣ ъ ы шн п о ы т р ъ м ив и э е т д в о у ъ го э о т г д о р и м ѣ н ъ х ъ а : см и о ы д д н сл р а ѣ уг и і я е зъ вл п я р х ю е о п т р о с о я д ш а г в и е а х о т ъ г е р л а у и ф ч . е ы И н , з и н ъ ц о ъ , мн к н о о а экзаменѣ между прочимъ отвѣчаетъ:—въ такомъ-то уѣздѣ получается очень цѣнная бѣлая глина; учитель доволенъ; задаю коварный вопросъ: „А на что же идетъ эта бѣлая глина?“ Послѣ нѣкотораго смущенія и какого-то наводящаго вопроса преподавателя, отвѣтъ:—„Изъ нея дѣлаютъ м ці р о а н м н о а р я ны о я го с в т о а р т к у а е , тк я и“ б . ы Ко н н е еч с н т о ал , ъ есл в и ам б ъ ы о эт н о ей бы г л о а во е р д и и т н ь и , чн н а о я п э о кз п а р м а е в н д а ѣ ■сказать, гдѣ было ученицѣ узнать объ назначеніи этой бѣлой глины. И к н а ы л х и м ъ , ъ, г у е п ч о о т г т о р р а е ф у б ч і л и е я н я п и р в к е ы ъ д р п а о з ж л н а е а г н е а т іе е ъ тс х о я л ч о в е п с м е ч ъ а о т т а в н я ы ос б я го у щ в м е о а е р г с и а я т , е к м ? ъ о В ж у ъ п н о о т ч р л а е с и т б н л б о е ы н с т т і ь ю и у с н в ы а ѣ р р у ы е р х н о ъ матеріаловъ и общая схема ихъ обработки какъ бы сама собой понятной. фіи с Я ло в в з а я , л о ъ к о о д т н ор ажы д хъ ы у н ч а ащ се і б й я ся тр м у о д ж ъ ет в ъ ы н п е ис и а м ть ѣт и ь зъ ясн уч аг е о бн п и р к е о д в с ъ та г в е л о е г н р і а я , ибо нигдѣ въ школѣ объ этомъ не говорится, а дома объ этихъ вонро- ' сахъ тоже мало кто освѣдомленъ. По секрету скажу, что при этомъ прикинулъ на память, какъ бы я самъ въ школьные свои годы отнесся къ этимъ словамъ въ курсѣ географіи. пиров В а ъ ли р с е ь зу в л ъ ьт д а о т в ѣ ол т ь а н к о ой стр в о ы й п н и ы с й ки на у м м о е й ня вз в г с л ѣ яд э ъ ти ку с р л с о ъ в , а к л от е о гк р о ый сг м р н у о п ю былъ объединенъ подъ не совсѣмъ вѣрнымъ и, можетъ быть, слишкомъ широкимъ названіемъ „матеріальной культуры человѣка“ . Эго пѣчто б л л и и щ з а к К х о ъ у е р , к с и ъ ъ зл к о э у т ж р о е т с н ъ у н т о я о м в п у а р р о к о в о в е н ѣ л е д ъ ч ѣ н в о н ъ ія вк с с р р ъ е а .т д тц е н х ѣ и н . х о ъ ло к г л іе а й сса в х ъ ъ ко ж м е м н е ск р о ч й еск г и и х м ъ на у з ч і и и, - с м с т н о в а ж у б н ю д о и щ с в т і ъ я и, е к г у о о ч л с е л о н е о и к т ц ц в і ы ѣ и тс П п т о о в л с у ѣ и ю щ т щ е а х и л н м и и и ч з е к а с о в к л о а л д г е о ы к , ц м і ф у я з м а е б и я ри и и ки д т , і . ап о д о с . з м и а т т и р в и а в м ал и и . П с р о и отв в ѣ о т з Около этого же времени въ учебникахъ географіи (кажется, въ двухъ) появились прибавленія съ небольшими главками о нѣкоторыхъ производствахъ. Для меня это знаменовало, что вопросъ назрѣлъ, такъ к н а и к к ъ ов я ъ, с а во у й м к е у н р я съ по п з р а о и в м е с л т ъ во го в д ат а ь ми эт д о в г у о мя мо р е а г н о ьш пе е р п ва о г я о вл н е е н с ія мѣ э л т а и г х о ъ о у п ч ы е т б а никто не могъ. Вотъ въ общихъ чертахъ эта программа:
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2