Труды всероссийского совещания преподавателей физики, химии и космографии. 1918
— 186 — бодно А й п ст о р то ан м ѣ у п д е о р л в ж о н й а и бы са т м ь ой по ф с у т н а д вл ам ен е а нта з л а ь д н а о ч й а з о ад ш а и ч р е о й ко въ ра н з а л ш и е т й ом с ъ во и всѣмъ одинаково доступномъ образованіи, забота о здоровой правильно поставленной школѣ. Скорѣе за работу. Странѣ болѣе, чѣмъ когда- л н ст и и в б к е о и н , , н н ы у у м м ж ѣ ъ н ю у ы щмо і к е м у ъ л х ; ь о н т р у у о ж р ш н н о ы ы е в л и ю р д а д ѣ б и т о , ь у т м ни ѣ с к в ю и о щ и с м і ъ е и н н а г а б л у л а ч ю з н а д ы м ат м и ь ъ , п и о с н к з л и д а м р д а а о т в м ь о ъ на с у у б м д л и ю а, т д ь а р е а м б со о о б т е , обнять его въ обобщеніи и сформулировать правильный выводъ^ Страна наша богата природными богатствами, но въ то же время она дна до крайности бѣдна—отъ неумѣнья использовать эти богатства, несите въ школу свѣтъ истинной науки, привейте питомцамъ могучій научный методъ, и вы выведете страну на путь плодотворнаго творчества. Не въ первый разъ мы, химики, выходимъ на эту работу строительства, не мало копій сломали и мы въ отстаиваніи нашей науки, а съ не и цѣлой системы образованія... Но успѣхъ нашъ былъ не великъ, если говорить объ общеобразовательной школѣ. Насъ туда не пускали или, если кое-гдѣ и пускали, то изъ милости—въ качествѣ какой-то показно красивой привѣски. Успѣхъ мы имѣли пока только въ школахъ съ профессіональнымъ оттѣнкомъ, да немного въ реальныхъ училищахъ. Въ общеобразовательной же школѣ права гражданства мы съ нашей х ск и і м й іей ме н т е од п ъ ол г у у ч м и а л н и и . т В а ъ рна н г е о й п о о бр п а р з е о ж в н а е н м ія у . е С щ л е ов г а о , сп в о с д ю с д т у вуе с т л ъ ова д , ог г м о а т т о и в ч ы е я книжныя фразы составляютъ главный багажъ школьника. Школьники и по сіе время въ школѣ — нѣчто пассивное, скучающее, по казенному и во сп рю ол , н а яю о щ ни ее е с с в т о ь и и н , е в п ѣ р р ія о т я н т ы но я , о т б еп яз е а р н ь но у с ж ти е . н О е бъ м и а с л к ы л я ю . ч Н е о нія о х б ъ щі я й н ф е о г н о ъ в те се ли ещ вы е с п ш р е е й жн ш ій к . о О л б ы ъ , э п т р о и м н ъ им н а а ю мъ щіе мо к г ъ утъ себ к ѣ ра н сн аш ор и ѣ х ч ъ ив ш о к р о а л з ь с н к и аз к а о т в ь ъ, дѣя е- перь, когда средняя школа будетъ перестраиваться По существу, мы, химики, должны сказать съ особенной силой о значеніи нашей науки, химіи, въ дѣлѣ общаго образованія; мы должны сказать о важности есте ственно-научнаго образованія и, слѣдовательно, о важности его основъ х ш и е м го іи э и ксп ф е и р з и и м к е и н . т М а ы въ до д л ѣ ж л н ѣ ы ди с с к ц а и за п т л ь ин о ы ва м ж ы н с о л с и т . и М н ы аш д е о г л о жн м ы ето о д т а во и ева н т а ь для химіи въ общеобразовательной школѣ почетное мѣсто. в ст а а т в е л л В е ь н о н т ъ о ъ й в ш о п п о к р ч о о е л с м ѣ ъ у ; и о це т о н т т м р і т а е л т ш о ьн д п а ы ’ х ѣ м ъ ъ х е и г в м о о и п ч и р е з о с у с к о ч а м е г н ъ о ія н м . а а Н ш т а е е п р г о і о а м л н а с ю ов , в ѣ ъ ч щ т о о а б н щ и ія е п о е б и р р в а п ы з о о й съѣздъ преподавателей физико-химическихъ наукъ оставилъ намъ наказъ: настоять на пересмотрѣ учебныхъ плановъ средней школы въ цѣляхъ б н н о у а ю л уч ѣ д н е о ы п м си р и а х в ъ д и и п л с о ь ц р н и ъ а п г к л о о и о н с р а о д м о и т и н н . а о О ц ш н ію е ъ н ж і с я а е м м и о х е б ъ ж яз д е а у с л т ъ е г с у н т м а в а с е н ъ н и н т п о а е - р н р н е а ы с у м ч м н о и ы тр х и ѣ ъ т е ь д с и т и с е ц с н и т е п в у е л д н и а н н ч о ъ въ средней школѣ. Второй вопросъ вытекаетъ изъ перваго и потому тоже неотложенъ: предполагая, что голосъ нашъ будетъ услышанъ, и химія займетъ по четное мѣсто въ ряду предметовъ средней школы, намъ сейчасъ же
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2