Труды всероссийского совещания преподавателей физики, химии и космографии. 1918

— 161 — остается индуктивнымъ во всѣхъ ея отдѣлахъ, т.-е. состоящимъ изъ 1) наблюденія, 2) гипотезы, 3) теоріи и 4) опытной повѣрки, какъ бы ни разрослась 3-я его фаза, т.-е. теорія. Только если какое-либо положеніе занимаетъ настолько важное мѣсто въ пониманіи цѣлаго отдѣла явленій, что обойти его невозможно и если его невозможно ни доказать, ни провѣрить на опытѣ, приходится помириться съ догматическимъ его изложеніемъ. Такихъ случаевъ мы можемъ указать два. 1-й. Законъ Гэй-Люссака. Обойти его невозможно. гобы провѣрить его на опытѣ, мы должны были бы опредѣлить въ двухъ предѣлахъ, скажемъ отъ 0» до 40» и отъ 0» до 100«, коэффиціенты н ра и с ц ш а и м р е е ж ні д я у , п а о 1 л 0 о 0 ж и имъ, желѣза, керосина и воздуха и показать, что раз­ аі0 очень мала для воздуха сравнительно съ таковой д д и ля лос ж ь ел и ѣ м з ѣ а ть и к д е ѣ р л о о с , ин м а ы . С п ъ е т м ѣ о м ж и ем п ъ ри п б о о р р у а ч м и и т , ь с с ъ я к за ак т и о м , и чт н о ам у ъ на п с р ъ их н о е выйдетъ наоборотъ. Провѣрить этотъ законъ мы не можемъ. Все что д д м ѣ у о л х я а і я е , е т м ъ э ъ то д о а п б т о ъ ь к е а м н з ъ а а т ш ь п ъ , р ч и т о о п 0 ы » з , т н ъ п а о ч т а о о т п м ъ р ъ ед с п л ѣ р о л и в е а н 7 ія » до и г к м о т а э . ф ти д ф ч „ и е ц с ч і к т е а о н г б т о ы а и у р з ч а л а с о ш щ ж и іе е р н с е я і н я і - в я с о е п в г р о д е з а ясно представляли себѣ все, что говорятъ, а не повторяли пустые звуки. ч м Н а и о й н . и и о зл п о о р п ж е ы д е т ѣ н ъ л іе е Ф н н и і е е зо с п , к е н о р и р е о с Ф с т т а у и е к т о ъ с . в О ѣ б б ы т ъ а ть н п и о о х т Р ъ ъ ё л м э у т е о ч р г ш у о . е Н д и о а г м п м ъ е ат у к и п а ч о ж е м у с и т к н с и а я м т ъ н ь е . . в Д П ы р р п у и о г х о л о й н д и и с м т л с ы у я удовольствоваться описаніемъ наблюденій Рёмера и сообщеніемъ готоваго результата. Теоретическій курсъ. Г у м а н и т а р н о е о т д ѣ л е н і е . Если курсъ физики будетъ проходиться въ теченіе 3-хъ лѣтъ въ о р т а д к ѣ те л р е ъ ніи ег А о н и е 4 м -х о ъ же в т ъ ъ б о ы тд т ѣ ь ле о н д і н и им В ъ , и то т к ѣ а м ж ъ ет ж ся е н бе а зс п п р о о р т н я ы ж м е ъ н , іи чт в о сѣ х х а ъ 3 4 лѣтъ, въ которыя умственное развитіе совершается очепь быстро. д п П а о о т л э ь о т ж о э м и к т у сп ь в ер о въ и зн м и д е к в н а а т е ъ т к , ъ о - н в н о ц е е о в н б т т х о р о р а д о . и м В м ъ ъ о — ст п д ь е о р л и в ж о н э м т ы ъ отъ п к о о л с н и у ц ч с е т и н е т т м ь р а ѣ т п и р д ч е о е о л с б ж к л і е а й н д ъ а к н у і р п е с р ъ е т о е б о р л р а а і с я л и аж ма е т н е а м д а и ти н ч а е м с и к к ій а и ана о л б и ъ з е ъ ди . н В я ъ ющ ос и н м о ъ ву на 2 ч - а г л о ом ж ъ он д ц о е л н ж т е р н а ъ д с о л л у ж ж н и а ть бы з т а ь ко п н о ъ ■м с и о к х и р , ан к е и н н ія ет э и н ч е е р с г к і а и я . В т ъ еор н і е я го т , еп е л ст а е , с у т ч в е ен н н іе о, о во з й в д ук ут ѣ ъ , , к к а р к о ъ мѣ гар н м а о ч н а и л ч ъ ес д к и о н м а ъ в к ы ол х е ъ б . ат Т е е л о ь р н іи ом э ъ лек д т в р и и ж ч е е н с і т и в , а у м ч ы ен с і ч е ит о ае л м у ъ ча н х е ъ д , ос э т л а е т к о т ч р н и о че с с о к з и р х ѣ ъ вш и им с и вѣ д т л о я с к в к и н и м е х с и е ъ н с і я о я в о л б и е р х н а ъ і ж й е в н ъ з і а я к к м о у и н р о с о м ъ п ъ р с а с р в о е д х д ы р н а в е н а й е е н т ш с ія я ко э с л н о ы д ер е ; р г н і ж и о ан б с і ы в е я л з о т а о т г б ь о ы в з о ы а ч к с е о ш п н ь а ы г п о о э к л л о е е з н к н ц т о е р . н и т Т ч р а е а курса физики, который выдѣленъ въ нашемъ учебникѣ физики. Его слѣдуетъ дополнить динамикой гармоническаго колебательнаго движенія и закономъ Гука о малыхъ деформаціяхъ упругаго тѣла. Въ такомъ лидѣ курсъ могъ бы быть пройденъ, если бы въ отдѣленіи А было на- 11

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2