Труды всероссийского совещания преподавателей физики, химии и космографии. 1918
— 158 — физикѣ. Математика представляетъ намъ объекты слишкомъ простые, и умственныя привычки, пріобрѣтенныя на ихъ изученіи, не могутъ быть непосредственно переносимы на обсужденіе сложныхъ жизненныхъ проблемъ. Математикъ склоненъ и для нихъ давать слишкомъ абсолютныя и чае п м р с я я мо с л ъ ин в е ы й в н о ы да я ми рѣ в ш ѣр е о т я я т . ны В м ъ и, ф н и у з ж и д к а ѣ ю , щ к и ак м ъ ис и я в в ъ ъ ж по и в з ѣ н р и к , ѣ мы оп в ы с т т о р м ѣ ъ или наблюденіемъ, только болѣе совершенными, болѣе близкими къ достовѣрности. Недостаточное упражненіе въ физическомъ мышленіи ч о а ст е а м в ъ ляе т т о ъ льк к о руп п н о ы то е м п у р , о ч б т ѣ о лы пр в и ъ вы н к а л ш и ихъ отн у о м с а и х т ъ ь , и ко х т ъ ор к ы ъ хъ не м и ы зб н ѣ е жн за ы м м ѣ ъ слабостямъ человѣческой природы. Физическое мышленіе составляетъ необходимую подготовительную школу къ мышленію въ области болѣе сложныхъ явленій. Индуктивный методъ состоитъ существенно изъ 4-хъ частей: 1) наблюденія, 2) обобщающей идеи (idée experimentale Клода Бернара), 3) теоріи или вывода слѣдствій изъ этой идеи и 4} о м п о ы ж т н н о ой и п зо о щ вѣ р р и к т и ь . Н на е б л л ь ю зя да н т а е у л ч ь и н т о ь сть с , озд н а а в у а ч т и ь ть обо д б ѣ щ ла а т ю ь щія осм и о д т е р и и , т н ел о ьн в ы оз е - выводы, провѣрять ихъ на опытѣ, оцѣнивать доказательность провѣрки,, т м . и -е т . ьс и я зощ пр р и ить вы ч р у а в б с о т т в к о ѣ о п ч л е а в н и а дн п о р с е т п и о . д К ав ъ ан э і т я им ф ъ из ц и ѣ ки л . ям С ъ ъ и эт д о о й лж цѣ н л о ью стр в е ъ курсъ должны войти, съ одной стороны, лабораторныя работы и хорошо поставленный классный экспериментъ, съ другой—теоретическіе выводы и математическій анализъ. Оканчивающій общеобразовательную среднюю- в ш л к и о в л а у ют д с о я лж ф е и н з ъ ич п е о с л к у іе чи з т а ь ко п н о ы н , ят к і а е къ о т п о о м в ъ ѣ , р к я а ю к т ъ ся по и вѣ с р о я в ю ер т ш ся ен и ст у в с у т ю а т н с а я шфи ую зич в е ѣ с р к о ія ятн т о е с о т р ь іи, и к с а т к р ъ ем в и с т е ся фи к з ъ ич и е д с е к а о л е у— зн д а о н ст іе овѣ пр р і н о о б с р т ѣ и т , а к е а т к ъ ъ в п с р е ед б ѣ ол л ь у , безконечно къ нему приближаясь и, однако, никогда его не достигая, т.-е. оставаясь всецѣло въ области вѣроятности, какъ и всякое знаніе о дѣйствительности. Лабораторныя работы въ средней школѣ. Въ докладѣ, читанномъ на петроградскомъ съѣздѣ, мы пришли къ заключенію, что лабораторныя работы должны носить характеръ лабораторныхъ уроковъ (одинъ фронтъ) въ первый годъ (механика твердыхъ, жидкихъ тѣлъ и газовъ, теплота) и отдѣльныхъ работъ въ старшихъ классахъ. Мы сдѣлали этотъ выводъ на основаніи своего опыта веденія отдѣльныхъ работъ въ 7 и 8 классахъ и опыта И. В . Г н л ія ин п к о и лн в а е г д о ен п і л я ан л а аб в о ъ рат о о б р с н та ы н х о ъ вк у ѣ ро г к и о м в н ъ аз в іи ъ т 6 о -м гд ъ а . н Н е о бы оп л ы о. та По о с с л у ѣ ще с с ъ т ѣ в з л д е а мы поставили себѣ задачей осуществить этотъ планъ. Зиму 1914—15 г. н щ ск а е и м с х т ъ ъ ви п т р з ь а и н і т н я о л т л р ій ь с к ь о въ з к а у н 7 р и и с м ъ а 8 т л ь к а с б л я о а р с в с а ъ а т х о ч ъ р у н ж ы с о о х м в ъ ъ сѣ у м р п о ъ о к м о н ѣ в е щ ъ б е в ы н ъ і л и о , 6 . г к Н д л ѣ о ас м п с о ы ѣ с . л м ѣ П о д р г н а л к і и я ти о д ч с в у е ѣ з с и та м в ы ил м а ы сь з в а о н з и м м о а ж л н и о с с ь ть въ ос с у в щ о е е с м т ъ ви п ть ом н ѣ а щмѣ ен че іи н , ны и, й т п а л к а и н м ъ ъ вп о о б л ра н з ѣ о . м У ъ ч , е п н р и е к д и выпуска этого года прошли полный курсъ лабораторныхъ работъ, какъ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2