Труды всероссийского совещания преподавателей физики, химии и космографии. 1918
— 155 — л во е з н м іе ож В н в о ъ ст А ь и д в л ъ я с п п р о о с м о е б ж н у ы т х о ъ ч , н н ы о хъ лѣ к н л и а в сс ш а и хъ хс , я н у о ч н а е щ и и н х а с ч я е, п к е а р к е ъ йт п и о э и к з з ъ ам от е д н ѣ у . 3. Приспособленіе къ качественнымъ различіямъ въ способностяхъ и наклонностяхъ. т о н е т а м в я ѣ а т т и М с и т ч о г в у е ж е с м н н к а о н о н о е и р т а э ( а т з р р л о е м и н а ч а у л и я ь м . н т ь ы о П е р д ) п и в р а и е э д т о п о и с о м н с л т ъ о а о в г р н п а и ы о е к д м х о ъ ъ ъ - л г и д т у т и в м е а п а р а н а т т и и м у т п р а ы а н р ш о н с е л о р е й е н д ( г і н я ш у е : м й к а о е н л ш с и о т к т й е о а с л р т ы м н ве ы о : н е р н ) р . е о а а - С м л з о ь у а мѣемъ, примѣрно, типъ ново-Ьуманитарнаго отдѣленія проекта комиссіи гр. Игнатьева. Думаемъ, что пришло уже время совершенно исключить преподаваніе древнихъ языковъ, какъ обязательныхъ предметовъ, изъ курса общеобразовательной школы. П л а н ъ п р е п о д а в а н і я ф и з и к и . Необходимость элементарнаго курса. Коренные недостатки старой, схоластической школы были слѣдующіе. 1. Схоластическая педагогика, подобно схоластической наукѣ, на первое мѣсто ставила слова, вмѣсто понятій, извлеченныхъ изъ живыхъ впечатлѣній отъ дѣйствительности, давала одни словесныя опредѣленія. Вспомнимъ слова Мефистофеля, характеризующія схоластическую науку: ...wo Begriffe fehlen, Da stellt ein Wort zur rechten Zeit sich ein. Mit Worten lässt sich trefflich streiten, Mit Worten ein System bereiten, An Worte lässt sich trefflich glauben, Aon einem Wort lässt sich kein Jota rauben. Господа! Не были ли мы свидѣтелями печальныхъ результатовъ такой системы образованія на послѣднемъ съѣздѣ учащихъ средней школы, здѣсь въ Москвѣ, когда мы большую половину того крайне о т с г т о р ы м а я у н , и с ч л ч т о е о в н о н к п а а р г ж е о д н о і в я м ре у и м з х ъ е о н -з т и а ѣ , л с к о а о с м т ь ы ор в х о о ъ е ч н б т е ы о с л у б о щы е н т с о а т м в н е ъ и н с н о т ы т а в х л е ъ о де р о н т а о с з , т н о п о я о г т л т ь р ас а с і т в й о и ю л т и ол „J ь н o к а t о a п п “? у о ! . о р б о щ ды ен 3 2 и і . . я . К Д д и н ѣ ѣ д и л л е ж а а й т я н , ь о с с е и л т з а о ъ р у в ч а а я н е г н и л ш і х е а ъ к в о н р в л ы а ы а з м в в ъ с о и о , д в в ы а е с л с . ѣ о л м и ъ с н п н е о е с е о у д б м и н ѣ н о с с л т т а в ь е н н а т н б о ы л л ю м ьк ъ д о а т с ь р п е е я д р в с е л т с в е к н о а м з ія ы ъ в п а р с т и о ь чужія впечатлѣнія, мысли и разсужденія, но не научало высказывать ■свои собственныя. 4. Сообщая однѣ словесныя идеи, она не учила ихъ осуществлять, д в ѣ и л ті а я т 5 р ь . е . б М е е н т к о а д и ъ , к с а т к ар ъ о п й р ш от к и о в л о ы ес н т е ес с т о в о е т н в н ѣ ы т й ст , в в ы ов з а ы л в ъ ал е ъ ст о е т с в т р в а е щ нн ен ом іе у къ хо у д ч у ен р і а ю з. Идеи новой педагогики, намѣченныя Коменскимъ и развитыя и у щ с е о с в т е в р л ш ен ен іе ст д в л о я в - ан са н м ы ы я хъ Пе н с а т ч а а л л о ь ц н ц ы и, хъ Фр с е т б у е п л е е н м е ъ й в и ос д п р и ., та н н а ія шл во и Ф се р б е ѣ бел о е с в у - ■скихъ дѣтскихъ садахъ. За ступенью дѣтскихъ садовъ начинается уже
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2