Труды всероссийского совещания преподавателей физики, химии и космографии. 1918
— 149 — Полезно этотъ отдѣлъ разобрать въ такой послѣдовательности: а) разсмотрѣть ходъ лучей въ двояковыпукломъ стеклѣ и обнаружить его свойство собирать лучи, б) экспериментально установить понятія объ оптической оси, фокусѣ, главномъ фокусѣ и главной оптической оси, в) вывести формулу стекла изъ подобныхъ треугольниковъ, въ видѣ х = У ’ и ЭТУ Ф°РМУЛУ провѣрить на частныхъ случаяхъ, г) изучить характеръ изображенія въ зависимости отъ положенія предмета. II. Э л е к т р и ч е с т в о и м а г н е т и з м ъ . з щ о и ва х т ся ь Въ п тѣ о это в з м о н ъ п а р н о о ія т су д и ѣ о л б у ѣ ъ м , ѣ т э н а л к і е я ъ к , т л к р е о и е т , ч о к е р а с ы к т ъ я вѣ у . и ж П в е о ъ э и т д м о р ѣ м у ю у ги т и с х я з ъ у , у ч н е е б н о о іе б л х ь э о ш л д и е и к н м т с о р т и и ва ч сп е у с о т ч л в а ь а можно начать съ того, что болѣе всего извѣстно учащимся, что ближе имъ» т--е. съ нѣкоторыхъ обыденныхъ электротехническихъ свѣдѣній. Мож'но начать, напримѣръ, съ теплового дѣйствія электрическаго тока, с іа к к и ъ мъ ка о к с ъ вѣщ уч ен ащ іем іе ъ ся , о т т е к п у е д р а ь, л н е а гк д о о п д р у и м т а т т и ь, к в ъ сѣ п з о н н а я к т о ію мы эл с е ъ кт э р л и ек ч т ес р к и а ч г е о сопротивленія. Изученіе этого отдѣла можно начать съ демонстраціи распредѣленія такъ называемаго джоулева тепла—на извѣстномъ опытѣ—включеніемъ въ цѣпь толстой и тонкой мѣдныхъ проволокъ и платиновой проволоки. Іри накаливаніи послѣдней совершенно незамѣтно нагрѣваніе толстой п в м р о ѣ л і д я о т н к і о е и й м , ъ п в . р ъ ов ч о е л м ок ъ и, уч з а а щмѣ іе ч с а я ет м ся огу с т л ъ аб у о б е ѣ н ди аг т р ь ѣ ся ва н н е іе по т с о р н е к д о с й тве м н ѣ н д ы н м ой ъ п в р о о с Замыканіемъ тока въ элементѣ съ помощью лампочки накаливанія (отъ карманнаго элемента) устанавливается понятіе объ электрической в ц и ѣ т п ь и с . я А о н д а ѣ п й р с а т в в л іе ен т і о и к т а ок н а а ( м зд а ѣ гн сь ит ж н е ую вво с д тр ят ѣ с л я ку тер д м ае и т н ъ ы: в „ о п з о м л о о ж ж н и о т с е т л ь ь у н с ы л й о “ и „отрицательный“ полюсъ, „анодъ“ и „катодъ“,) и дать понятіе о силѣ тока и ея измѣреніи, пользуясь гальванометромъ съ магнитной стрѣлкой. н Н о о ид д о л м я ъ э . т П и о х э ъ то о м п у ыт в о ъ въ св л я у зи чш с е ъ п д о ѣ л й ь с з т о в в і а е т м ь ъ ся то г к а а ль н в а ан м о а м г е н т и р т о н м у ъ ю с с ъ трѣ со л л к е у слѣдуетъ ознакомить учащихся съ соленоидомъ. Помимо указаннаго н сп ія о м со и ба эл и е з к м т ѣ р р о е л н и і з я а си (в л о ъ ль т т о а к м а е , т м ръ о ) ж . н В о, ъ ко т н о е м ч ъ но, и во д с р п у о г л о ь м з ъ ова с т л ь у с ч я аѣ и о я ч в е л н е ь удобно перейти къ амперметру. кнове В н в ія оди т т о с к я а; по т н ер я м ті и е нъ о : р „э а л з е н к о т с р ти од п в о и т ж е у н щ ці а а я лов с ъ и , ла к “ акъ упо п т р р и е ч б и л н я ѣ етс в я оз д н л и я н об и о к з а н И а т з ч о с к е л н а ѣ . ія ду р ю а т з с н я ост о и бс п т о о т я е т н е ц ль іа с л т о в в а ъ , н от а ъ эл к е о к т т о р р о ы д х а ъ хъ з р а а в з и о с м и к т н ъ ут с а и го ла ис т т о о к ч а (электродвижущая сила и сопротивленіе). Экспериментально устанавливаются законы тока: а) постоянство силы т т р ок о а дв в и ъ жу д щ ан е н й ой си ц л ѣ ы пи и , б) со з п а р к о о т н и ъ вл О е м н а ія (з в а н в ѣ и ш си н м я о г с о ть и сил вн ы ут т р о е к н а н о я т г ъ о); эл п е р к и
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2