Труды всероссийского совещания преподавателей физики, химии и космографии. 1918

— 143 — в т х о о ч д н и о тъ для въ оз з н ад ак а о ч м и л э е т н о ія го, съ хот д я ух и ом п ъ ро и фе с с м с ы іо с н л а о л м ь ъ на ф го из о и б ч р е а с з к о о в й ан т ія е . ор Д іи ост е а я методомъ и содержаніемъ разсмотрѣть подробно двѣ или три картины, на которыя можно разбить содержаніе современной физики. Если считать т та е ки о м б и ъ к э а л р е т к и т н р а и м ч и еск м о е м х ъ ан и ик м у, аг м н о и л т е н к о у м л ъ ярн п у о ю лѣ те и ор у і ч ю е , н т іе ер о мо п д е и р н іо ам ди и ч к е у с , к у и ч х е ъ явленіяхъ, то для всѣхъ обязательнымъ нужно признать основательное изученіе механики и еще какой-нибудь теоріи; что же касается до остальныхъ, то достаточно краткое разсмотрѣніе ихъ содержанія *). При такомъ строеніи курса онъ будетъ пріемлемъ и выполнимъ для всякаго л н у а ч у л и ть и те с в ь л ъ я, о с с б р т ы е р д ч е н н м ы е я й щ мъ а ш г к о и с о я лѣ о с б ер я р з ь е а е з т з у е н л л о ь ь т п н а о ы т с м о т в а ъ ъ ви н т ть е і п н п і р и т е ж і п і е т од ’ т о а ѣ м в х ъ а ъ н , іе с к о о ф о т т и о в з р ѣ и ы т к е с и т у в и ж у д ю е о щ с с т и д и х ѣ г ъ школъ на Западѣ, хотя бы французскихъ лицеевъ 2). Въ заключеніе мнѣ приходится просить снисхожденія къ моей рѣчи за слишкомъ большія отступленія общаго характера, что повліяло на ея спеціальную часть, придавъ ей схематическій видъ. Пусть послужитъ мнѣ извиненіемъ, съ одной стороны, то, что всѣ наши разсужденія весьма затруднены неопредѣленностью, облика самаго строя будущей русской средней школы; намъ постоянно приходится говорить, что всѣ наши мысли идутъ дальше дѣйствительности, туда, гдѣ мы ждемъ и ці н о о н г а о ль у н ст а р го ой . с С т ъ ва др с у и г с о те й мы сто с р р о е н д ы н , яг о о гро о м б н р а а я зо о в т а в н ѣ ія т , ст б в о е л н ѣ н е ос с т т ь р , о к й о н т а о г р о ую и р м а ы всѣ, каждый на своемъ мѣстѣ, несемъ теперь за строеніе новой жизни родины, не позволила мнѣ умолчать о тѣхъ общихъ условіяхъ, которыя давно уже ждутъ коренного измѣненія и которыя мы мыслимъ, какъ необходимыя предпосылки для улучшенія и совершенствованія нашего дѣла, столь важнаго для сохраненія, и развитія культуры въ нашей странѣ. И. А. Челюсткинъ (Рига—Петроградъ) читаетъ докладъ: „Програм- ма-шіпішигп 1-й ступени“. ІІрограмма-тіпішит по физикѣ и объяснительная записка къ ней з со и с к т о а - в Х л и е м н и ы че К с о к м аг и о ссі О е б й щ п е р ст и ва от п д р ѣ и ле П н е іи тр п о р гр еп ад о с д к а о в м ан ъ ія ун ф и и в з е и р к с и ит и етѣ хи . міи Фи­ К Программа. Первая ступень. IV классъ (2 урока и 1 урокъ Практическихъ занятій или 3 урока при лабораторныхъ урокахъ). I . В в ед ен іе . (Первоначальныя свѣдѣнія о веществѣ и тѣлѣ.) 1. Объ измѣреніи физическихъ величинъ. Измѣреніе линейныхъ размѣровъ тѣлъ, площадей и объемовъ. *) См. Методика физики, стр. 52. 2) См. распространенные французск. учебники, напр., ВоиаББе еі В т а г с І , Гаіѵге-Вираі- Бге и т. п.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2