Труды всероссийского совещания преподавателей физики, химии и космографии. 1918
— 142 — тѣ, кто имѣетъ силы, волю и возможность стремиться къ научному о в б ѣ р ст аз н о ы в я ан с ію пос в о ъ бн и о з с б т р и а , нн в о о й -вт о о б р л ы а х ст ъ и , . д Д ос л т я ато э ч то н г ы о я н п у о ж зн н а ы н , ія в . о И -пе т р о в , ы и х д ъ р , уг и о з е д р ш о о и л в х а ж ъ н н н ы е ы я м б и к ы л т и а ь сс н п а о р х с о ъ я я ; щ вл и и е х м н ъ и ы п п и р р е о д р ф а с е т з с в а с и в і л т о ы я н ю ал е ь щ с н е е б ы ѣ й въ с х о а о р с т р а в к е ѣ д т т н е с р е т ъ й в , ен ш т н а к о к о ъ л д ѣ к и , а ф к ф в ъ ъ ер за е с д н т а ц а ч и р а и ск х о ъ му с Е о , с в л м е и е р д ш и т е ц а н и к н о н о г с о к с о п м р е о у ц д і и а ал т п ь . о н д д а г . я о — в т ы о г в с о к ш т а о е в м и б у т у ь д о е б т к р ъ ъ азо о м в с а у а т щ н е і е ю м с а . т т в и л ч е е н с а ко в м ъ у, с т р е е х д н н и ем че ъ - учебномъ заведеніи, то высшая школа въ каждой ея области будетъ о ц п іа и л р ь а н т ы ьс я я з п н а ан д і о я с , та к т о о т ч о н р у ы ю я о п б о щ зв у о ю ля п т о ъ дг п от р о е в п к о у да и ва н те а ля о м сн ъ ов с а т т р е о л и ь т н ь ыя к , у с р п с е ы первыхъ семестровъ болѣе' серьезно и не останавливаться на сообщеніи т м ѣ о х ж ъ да с ю о т в ъ ер к ш у е р н с н ы о п э е л р е в м ы ен х т ъ ар л н ѣ ы тъ хъ в с ы в с ѣ ш дѣ ей ній ш , к к о о л т ы оры в я ъ т у е щ пе е р р ь бъ ча е с я то п з р а я г м р о о й задачѣ. Не могу здѣсь не отмѣтить, какъ я уже много разъ позволялъ себѣ утверждать и раньше, что мы стоимъ передъ большой національной, опасностью: надо признать, что наши. среднія школы, по количеству сообщаемыхъ знаній и по качеству требуемой отъ учащихся работы, весьма сильно отстали отъ соотвѣтствующихъ школъ Западной Европы и Америки *). Это влечетъ за собой соотвѣтственное пониженіе курсовъ высшей школы, а вѣдь высота ихъ въ значительной мѣрѣ опредѣляетъ уровень общей культуры страны и ея интеллектуальную мощь. с в р а а о х н в ъ і а ю н В с , н о р о я з е й в д с р н е ш а е б щ й к ѣ о а ш л я п ы с к р ь « е л д б ы к с у ъ т , д а е з в с т а т л ъ д р я а о ю ч е и , а н з і у ч ю к ч т о о а т к т о у н ь р р с е ы я са х в ъ о ф ф— и в и з п с з и ѣ о и к д х к а ъ г и . от т Я в о и ъ в п к а д а э х у т ъ м к и а ъ х ю ъ эт в , о ы с ч й т т с а ш о д р и е ш м д ф и л у ф х я ъ е о р б л е к р и н л а ц ц а з ъ и о с , стремящихся, напримѣръ, въ высшему филологическому образованію^ совершенно достаточны тѣ знанія по физикѣ и та работа, которыя они получили и къ которой были привлечены въ общеобразовательной школѣ,, т.-е. въ среднихъ классахъ средней школы. Что же касается до того цикла высшихъ классовъ средней школы 2), которые будутъ имѣть въ. виду поступающихъ на математическій или естественный факультеты,, или въ высшія техническія школы и т. д., то курсъ физики въ нихъ долженъ охватывать I I ступень ставляемъ, т.-е. изученіе физи , че в с ъ к т о о й мъ те с о м р ы іи сл в ѣ ъ , ка с к в ъ яз м и ы съ ее к се л б а ѣ ссн п ы ре м д ъ экспериментомъ и лабораторными занятіями болѣе серьезнаго характера, чѣмъ выполненныя на I ступени 3). Конечно, это не значитъ, что всѣ области физической теоріи должны быть одинаково подробно и основательно изучены въ средней школѣ; для этого не хватитъ пи времени, ни силъ у учащихся, да это и не демика Ц М С . л М ѣд . уе К т о ъ ва п л о ев э с т к о а м го у в п ъ ово Г д о у суд п . ри С п о о в м ѣ н т и ѣ ть въ за ію м л ѣ ѣ чат 1 е 9 л 1 ь 4 ну г ю . в и ъ и о с т ч в е ѣ р т п ъ ыв н а а ю р щ ѣ у ч ю ь р г ѣ р ч . ь А . ак А а . Бобринскаго; послѣдній высказывалъ соображенія о желательности дальнѣйшаго упрощенія., нашей средней школы. 2) Соотвѣтствуютъ пынѣшнимъ реальнымъ училищамъ. 3) См. Методика физики, стр. 37, 107, 119.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2