Труды всероссийского совещания преподавателей физики, химии и космографии. 1918

— 141 — ІИ . Можно себѣ представив очень много и очень разнообразные типы с п к р о о х ф о е з с я с й іо с н тв а е л н ь н н ы ы я хъ , т ш е к хн ол и ъ ч ; ес г к л і ъ я Ч , ц К Ы е е н и н з ы ъ я д и их д ъ ухо су в т н ь ыя ко у м ч м и е л р и ч щ е а ск , і а я, т с а е к л ж ь е г ш о к т о о л в ы ля , ю го щ т і о я вя к щ ъ ія вы у с ч ш и е т м ел у е о й б ( р у а ч з и о т в е а л н ъ ію .к : | ^ я -!, се к м а и ж н д а о р м іи ъ ) и и з , ъ н э а т к и о х н ъ е у ц ч ъ е , б — н п ы о х д ъ заведеній, служащихъ надстройкой надъ ьбщеобразовательной школой, курсъ физики долженъ быть своеобразно построенъ въ соотвѣтствіи съ цѣлями даннаго училища. Во всѣхъ случаяхъ э то будетъ своеобразно развитая I I ступень ; торыя подлежатъ осущ е е я ст с в в л о е е н о і б ю ра в з ъ іе д в а с н е н ц о ѣ й ло ш н к а о м л ѣ ѣ ч . ае ' т Г с а я къ з , ад н а а ч п а р м и и м , ѣр к ъ о, п г П р о е а д р ф а в в і ы и а й н в іе В ы с с ф е к и р а о з з и а сс л к і ъ о й - с х п к и о і м й ж и е с ч л ъ е а ѣ с н к з і и д е ъ х , ъ ч п т н р о а е б у п ы к о ъ д в а ъ н в о а у с т ч и е и л л т о е е й „ л о ь ф п с и ы к з и т и н х к ъ о и -и , с з е х с м и л и ѣ м н д іи а о р в і а и я т х е ъ к л о ь с п н м р ы о е й с х т а о р я а т к е т л е ь р н ъ ы , я пр р и аб ч о е т м ы ъ уч д е о н л и ж к н о о въ бы и ть на об п р р ащ іу е ч н е о ніе ос и об х о ъ е к в ъ ни к м он а с н т іе руи н р а ов с а а н м і о ю простѣйшихъ приборовъ. Кромѣ того, ученики должны самостоятельно проработать тѣ опыты, которые имъ придется производить у себя въ школѣ“ . Подобнаго рода заданія могутъ служить исходными пунктами для построенія соотвѣтствующихъ учебныхъ плановъ и программъ въ коммерческихъ, техническихъ и т. п. училищахъ. Особаго разъясненія требуетъ то обстоятельство, что я отношу къ профессіональному образо­ ванію и подготовку къ высшей школѣ. Странное и нигдѣ не повторяющееся бытовое явленіе поголовнаго стремленія и перехода всѣхъ окончившихъ курсъ въ нашихъ среднихъ шше к г о о ла п х р ъ ос в в ъ ѣщ вы ен сш ія у ‘ ю ). ш П к р о и лу хр о о б н ъ и я ч с е н с я к е о т м с ъ я н и е с д т о о с р т и а ч т е к с ѣ ки о м б и ра с з у о д в ь а б н а н м ы и хъ на и н п у р ж ос д т е о но зн п аю ри щ в и и х л ъ егі л я ю м д и ей пр г и о в с л у е д к а а р т с ь тво уч с а о щи в х р с е я ме в н ъ ъ шПе к т о р л а ы2 В ) е . л Шик к а о г л о ьн в ы ы е дипломы давали ихъ обладателямъ преимущества не только тѣ, которыя естественно должны сопровождать знаніе и истинное образованіе, но и общегражданскія. Такъ установился въ обществѣ и крѣпко держится до сихъ поръ тотъ нездоровый взглядъ на просвѣщеніе, что все дѣло въ школьномъ дипломѣ, который есть средство „выйти въ люди“ . По- э в т и о с м и у м - о то от и ъ о д б а р р а о з в о а в н а і л й с , я и т н о т к е ъ ре ч са ер и езъ дру ср г е и д х н ъ юю лич ш н к ы о х л ъ у у в с ъ ло в в ы ій с , ш т у а ю къ н к е а з к а ъ она давала большія права, чѣмъ средняя 3). Правильно поставленная средняя школа, съ профессіональными надстройками дастъ возможность многимъ, не имѣющимъ ни средствъ, ни охоты, ни способностей къ д ф ст а е о л с ь с в і н о ъ ѣ н й а я л ш ш ь е з н м н а у й г . о о В х б ъ а р р а а з в к о ы т в с е а ш р н а і у ю ю и , ш о н г а к р й о а т л н и у ич с т и е о б т г ѣ ь д с а я п , р п и е р с и т е м е г с о ѣ т н в п и е о м н м н ы о о м щ , ъ и по д з й о н д с а т у н о т і й е ъ м но ъ т е ол п м ь р к ѣ о о ­ !) Милюковъ. Очерки по исторіи русской культуры, ч. II. *) КлючевсцрІ. Курсъ русской исторіи, т . I V . 3) Кашинъ. Средняя школа и права по образованію. (М . 1909).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2