Труды всероссийского совещания преподавателей физики, химии и космографии. 1918
— 138 — выборомъ одного изъ безчисленныхъ, равно возможныхъ направленій. н Ц і ѣ я ль пр с е о п в о ѣ д щ ав а а н т і е я л —ей об ф су и д з и и т к ь о , -х к и а м к и ія че и ск зъ их э ъ ти н х а ъ ук н ъ ап м р о а г в у л т е ъ ній бы с т ъ ь то п ч р к и и зн з а р н ѣ ы наиболѣе цѣнными, нѣтъ ли между ними и прямо непріемлемыхъ и опасныхъ. Мы должны помнить, что вмѣстѣ со свободой на насъ легла и тяжелая отвѣтственность за все наше дѣло. Поэтому своевременнымъ представляется пересмотръ вопроса о строеніи курса физики. Намъ д в а сѣ хъ м ; ъ н п ѣ р с и к х о о л д ь и к т о ся мы п с о л ст е о й я , н п н р о ед р в ѣ а ш ри а т т е ь ль е н го о о п б р с и уж н д а е ш н и н х ы ъ хъ е , ж п е о го м д о н гу ы т х ъ ъ н т а р м у ъ въ томъ дѣлѣ, которое практически важно для всего хода преподаванія физики и несомнѣнно нуждается въ періодическихъ пересмотрахъ. Въ самомъ началѣ долженъ оговориться: я буду разсматривать в щ о и п х р ъ ос д ъ ок л л и а н д іи ах в ъ ъ ') о б ч у е д н е ь тъ об п щ ре е д й ста и вл с е х н е ъ ма к т о и н ч к е р с е к т о н й ый фо п р р м и ѣ м ; ѣр в ъ ъ р с ѣ лѣ ш д е у н ю ія того же вопроса. кладо Б в ы ъ л * о ), о ч б т с о тоя п т р е и льн и о зу в ч ы ен я і с и нен ф о из в и ъ ко- р х я и д м ѣ ич п е р ск е и ды хъ дущ на и у х к ъ ъ о д б л щ я их ц ъ ѣл д е о й средней школы оказываются цѣнными, во-первыхъ, работа надъ ихъ содержаніемъ, во-вторыхъ, изученіе и знаніе самаго содержанія этихъ наукъ. Обѣ стороны этихъ занятій въ свою очередь цѣнны какъ для л ч о а е б т н щ е іе а л г ь о в н , е о с т , ь а м и к а ъ мы т и он д д к л о о я лж п с н о р ы о о т ф в э е ѣ т с т и с с м іо т ъ в н у а е л о т ь ч ъ н е , н а ь г к о а д к о о ъ б р р о а ж з и ов т а ь н , ія ч . то Но по о д с о о б б н ен ое но р з а а з м д ѣ ѣ методическимъ требованіямъ, такъ и психологическимъ особенностямъ усвоенія въ этой области знанія. Эти требованія и особенности очень сложны, весьма прихотливо переплетаются между собою; при обсужденіи вопроса о строеніи курса ш на и м х ъ ъ н у ад тв о ер то ж ч д н е о ні у й ст в ан ъ ов о и б т л ь а , ст г и дѣ ме л т е о ж д и и т к ъ и. к И ри т т у е т р ъ ій м п ы р , ав п и р л е ь п н о о д с а т в и ате н л а и физики, находимся въ особенно благопріятныхъ условіяхъ, ибо мето д и к а — методъ преподаванія физики — имѣетъ прямую и естественную опору въ методологіи науки. Мнѣ приходилось подробно развивать эту д м у ы к с ц л і ь и в и ъ д д е р д у у г к о ц м іи ъ , м со ѣ ч с е т т ѣ ан 3) і , е з к д о ѣ т с о ь ры ж х е ъ я я л в и л ш яе ь тс о я тм н ѣ а ч и у л , уч чт ш о ей ме г т а о р д а ы нт и іе н й .достовѣрности и точности знаній, добытыхъ изслѣдованіемъ, глубоко и по существу соотвѣтствуютъ т ой послѣдоват ельности , хологическихъ и педагогическихъ соображеній желат к е о л т ь о н р о ую вн и е з с ъ ти пс в и ъ учебный планъ физики въ средней школѣ. ч ч е а н ем ія с В я п ъ р с и ъ с в ам о ч д о у я в м т с ъ т ъ в д е к ѣ н ъ л н ѣ ы о , б м щ п ъ р и и м по ъ и зн з у у а т ч н в е і е е н р м і ж и ъ д ; е п н р з і и а я т р м ѣ о ъ д м , ы ъ к , о м т и ы о н р д п ы у р я к е т ж и и н д в е о н г ы д в я а се м у г м о ож оз в н а с о к т л в р юы ѣ - азить въ формѣ законовъ. Такимъ образомъ выясняется идея о ф и зи ческой необходим ост и , которой подчинены вещи и явленія. *) См. доклады И . А . Чолюсткина и Е . К . Фанъ-деръ-Белденъ о программахъ minimum для I и II ступени. 2) См. доклады С . И . Созонова, В . В . Лермантова и др. тодоло 3 г ) ія Н " п . а В у . ки К 1' аш (П и е н д ъ а . г. М В е ѣ т с о т д н и и к к а ъ ф М из о и е к к и . , .У г ч л е . б I н , . I О II к ; р т . ак 1 ж 01 е 6 ст г а .) т . ья „Методика предмета и ме
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2