Книга памяти. Афганистан 1979-1989 - 2001

лабада в Афганистане. Через несколь­ ко дней — 24 июля он скончался, так и не приходя в сознание, в джелала- бадском госпитале. И з воспоминаний Всеволода И ва ­ новича и Риммы Ивановны о сыне: «Наш сын Яков родился 16 де­ кабря 1966 года и был желанным для всех ребенком: сестра, мама, папа и бабушка — все любили и лелеяли его. Уже до школы благодаря нашим ста­ раниям и способностям сына он уже вовсю читал и знал наизусть стихот­ ворения и произведения Чуковского, Ершова. Учиться, когда подошло вре­ мя, он пошел в 177-ю школу, в кото­ рой за все десять лет педагоги просто не могли нарадоваться его смышле­ ности» . И з воспоминаний учительницы ис­ тории Евдокии Панфиловны Шатовой: «Я помню Яшу Кайдалина по шко­ ле, когда он учился в старших клас­ сах. Бросалось в глаза спокойное вы­ ражение его лица, казалось, что нич­ то не может вывести его из равнове­ сия. Даже подумалось вначале — пас­ сивный мальчик, равнодушный ко всему. Но лишь потом я поняла, что это не безразличие, а уравновешен­ ность. Добрый ко всем, внимательный, предупредительный с девочками, бес­ конфликтный с парнями — таким был Яша. К учебе он всегда относился се­ рьезно. Яшу было интересно учить, он чувствовал свою сопричастность со всем, что происходит в мире, обо всем он имел свое суждение, не со всем был полностью согласен. Яша не призна­ вал никаких приближений и разгово­ ров ни о чем, вместе с педагогом он рассуждал, спорил, доказывал и со­ глашался с учителем только тогда, когда ему все становилось ясно и по­ нятно. Всегда аккуратно одетый, под­ стриженный, вежливый и вниматель­ ный — таким он и запомнился мно­ гим из нас. Мы с ним очень дружили, Яша мне нравился своей житейской простотой, каким-то уютом веяло от него. Никогда не было проблем или суеты с этим парнем. Таким он и за­ помнился мне — мальчик с широко открытыми в мир глазами, он хотел все увидеть, узнать, понять. Боже мой, как безмерно жаль Яшу, какая краси­ вая жизнь оборвалась, как тяжело думать о том, сколько бы смог сде­ лать этот спокойный мальчик». Воспоминания классного руководи­ теля Костенко Людмилы Петровны: «Яшу Кайдалина я учила с пято­ го класса, а в девятом я была его класс­ ным руководителем. У нас тогда был один девятый класс, созданный на базе трех выпус­ кных восьмых классов, поэтому шел предварительный отбор и ребята были подготовленными. В целом они отли­ чались высоким чувством ответствен­ ности, широтой и разносторонностью интересов. Яша выделялся, в первую очередь, своей, я бы даже сказала, чрезмерной застенчивостью. Это был юноша приятной наружности, очень честный, добросовестный, аккуратный во всем. С ребятами в классе у него были ровные, дружественные отноше­ ния, не выносил конфликтных ситуа­ ций, старался всегда делать людям добро. Ребята уважали Яшу за его честность и принципиальность. Он всегда старался понять других , ни осуждения, ни ненависти по отноше­ нию к кому-либо я в нем никогда не замечала». С самого детства Яков «заболел» морем — сказалась служба отца на подводной лодке, о чем он постоянно и интересно рассказывал сыну. Морс­ кая романтика настолько увлекла Яшу, что он записался в яхт-клуб .30-229

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2