Кузнецов И.В., Книжность Древней Руси (XI-XVII вв.)-2021

КНИЖНОСТЬ ДРЕВНЕЙ РУСИ 87 ражать» 1 . Конечно, и в XVII столетии киевские школяры знали Ари- стотеля и упражнялись в составлении силлабических стихов. Но еще Симеон Полоцкий в своем «Вертограде», скажем, неоднократно напа- дает на женщину как «сосуд греха», что указывает на несформирован- ность «галантного» мышления, отличающего искусство. Герой искус- ства XVIII века, человек петровской эпохи – носитель нового мышле- ния. «Обладающий высокоразвитым чувством гражданского долга, подчиняющий свою жизнь государственной пользе», этот герой вме- сте с тем «наделен тонкой душевной организацией, способностью чувствовать красоту, умением глубоко любить» 2 . Именно у Тредиа- ковского такой идеал утверждается вполне. Притом с середины XVIII столетия поэзия оказалась явно мар- кированной областью внутри русской словесности. Юрий Лотман ука- зал на особость русской поэзии, отличающую ее не только от всех прочих отраслей деятельности, но и от других видов искусства. В Ев- ропе на протяжении столетий поэзия – это одно из многих ремесел, которые все пристойны лицам низшего сословия. «В русской культуре XVIII веке мы сталкиваемся с принципиально иным положением: жи- вописец, музыкант, актер – люди “низких” занятий. <…> Творчество поэта не считалось в России XVIII веке ремеслом и резкой гранью бы- ло отделено от остальных искусств. <…> Поэзия закрепляется в соци- альном отношении за “благородным сословием”» 3 . Эта обособленность типологически совершенно соотносима с обособленностью письменного слова в Киевскую эпоху (XI–XII): и круг тематики, и состав аудитории, и сложившийся впоследствии об- раз поэта-пророка, – все выделяло поэзию среди прочих отраслей сло- весности. Поэтому было бы правильно применить к новому отрезку литературной эволюции, начавшемуся в XVIII столетии, уже исполь- зованную терминологию и обозначить его как этап установления по- эзии . Содержанием этого этапа было усиливающееся функциональное и формальное обособление художественного слова от прочих, неху- дожественных разновидностей речи. Но это уже другой период развития русской словесности. 1 Тредиаковский В. К. Мнение о начале поэзии и стихов вообще // Тредиа- ковский В. К. Сочинения Тредьяковского. Т. 1. СПб, 1849. С. 181. 2 Елеонская А. С. Творческие взаимосвязи школьного и придворного театров в России // Пьесы столичных и провинциальных театров первой половины XVIII в. М., 1975. С. 39. 3 Лотман Ю. М. Русская литература послепетровской эпохи и христианская традиция // Лотман Ю. М. О поэтах и поэзии. СПб, 1996. С. 255–256.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2