Кузнецов И.В., Книжность Древней Руси (XI-XVII вв.)-2021

КНИЖНОСТЬ ДРЕВНЕЙ РУСИ 7 то само употребление слова «литература» применительно к древне- русским письменным памятникам выглядит не вполне правомерно. Будем далее пользоваться понятием «книжность», которое давно в ходу у историков и филологов, изучающих русское средневековье. В этом месте следует еще раз оговорить состав материала, во- шедшего в настоящее пособие. Национальная словесность не может быть понята только формально, как набор текстов. Мы уже приводили тезис В. фон Гумбольдта о том, что национальные языки (следова- тельно, и системы словесности) суть проявление «духа» народа, или его национального сознания. Поэтому русскую книжность следует рассматривать как особую систему. И конечно, при этом оригиналь- ные памятники следует с самого раннего периода отличать от пере- водных . Переводная письменность послужила прежде всего средой, в которой осуществлялось формирование качественно особой ориги- нальной словесности. В конце ХХ столетия исследователь Влади- мир Топоров писал о разнице культурных ролей этих составляющих: «Разумеется, в XI в. на Руси уже существовала переводная литература. <…> Переводные тексты с их поэтической образностью оставались обширным и плодотворным резервом для складывания древнерусской литературы, но элементами активной истории они становились лишь по мере своего собственного преодоления <…> включения в иные рамки с подчинением новым заданиям» 1 . Поэтому будем далее исхо- дить из того, что лишь оригинальные произведения могут рассматри- ваться как «элементы активной истории». В настоящем пособии мы будем освещать лишь тот пласт словесности, который представляет собой плод оригинального творчества русских книжников. В плане организации материала основной части пособия сдела- ем следующее пояснение. С точки зрения теоретической истории рус- ской литературы становление книжности Древней Руси делится на четыре этапа: это этапы установления (спецификации, обособления) письма, сближения (интерференции*) письменного и устного слова, тематизации и, наконец, фокализации * письма 2 . Характеристика конкретных памятников русской книжности дается, как правило, в 1 Топоров В. Н. Святость и святые в русской духовной культуре. Т. 1. М., 1995. С. 262. 2 См. об этом: Кузнецов И. В. Теоретическая история, диалектика и риторика русской литературы // Вопросы литературы. 2011. № 3. С. 181–224.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2