Кузнецов И.В., Книжность Древней Руси (XI-XVII вв.)-2021

И. В. КУЗНЕЦОВ 66 жами и таким образом как бы «сокращенной». Савва – преступник не по своей воле. Инициатором его прегрешений является женщина, же- на мещанина Бажена второго. Она опаивает Савву приворотным зель- ем, совращает его на блуд и доводит отрока до такого душевного смя- тения, в котором он доверчиво предает себя в руки дьявола, сам того не понимая. Поэтому личная ответственность героя за происходящее отчасти с него снимается. Острота греха притупляется, и становится возможным его искупление при первом же прозрении и покаянии грешника. И это был, по-видимому, единственно возможный способ во- площения новеллистической картины мира в русской культуре XVII века. Само представление о личности хотя и выделилось здесь уже из соборного* бытия, но оставалось с ним настолько существенно свя- занным, что отрыв личности означал бы катастрофу в ценностной сис- теме. Идея соборности доминировала над идеей личности, и поэтому грешник, продавший душу дьяволу, подлежал оценке именно с пози- ции соборного сознания. Тут по отношению к нему существовал вы- бор – карать или миловать. Этот выбор зависел от задачи автора про- изведения. Задача же «Повести о Савве» прямо заявлена в полном на- звании этого сочинения: «Повесть зело полезная, бывшая во дни на- ши, как человеколюбец Бог являет неизреченное человеколюбие свое над народом христианским» . По своему сюжету и композиционному устройству «Повесть о Савве Грудцыне» – это новелла. Но ценностно она принципиально отличается от новеллы. Она не направлена на ге- роя и его похождения – она направлена на прославление Бога в Его деяниях, коими Он являет «неизреченное человеколюбие». И поэтому, в противопоставление прочим «неполезным» и «душевредным» сати- рам и новеллам, писатель подчеркивает в заглавии, что эта его повесть «зело полезна». Но раз задача автора заключается в том, чтобы прославить чело- веколюбие Всевышнего, показав, как Он прощает грешника, то и грешник должен предстать перед читателем таким, чтобы читатель поверил: да, действительно, этот грешник может быть прощен. Иными словами, у грешника должно быть внутреннее оправдание. Именно этой цели и служит разнесение его функции по разным персонажам, один из которых (Баженова жена) отвечает за сделку с дьяволом, а другой (Савва) пользуется ее результатами. Поскольку цель повести –

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2