Кузнецов И.В., Книжность Древней Руси (XI-XVII вв.)-2021

КНИЖНОСТЬ ДРЕВНЕЙ РУСИ 65 «Повесть о бражнике» задумывалась и существовала как анекдот, за- ведомо стоящий вне пределов литературной системы. Иначе обстоит дело, когда автор ставит себе задачу создать про- изведение, которое было бы принято литературной системой (а для этого оно должно удовлетворять требованию полезности), однако при этом обладало острым новеллистическим сюжетом. Герой новеллы как жанра необходимо должен быть личностью , которая испытывает окружающий миропорядок, осуществляя в нем собственную волю. Но возникает вопрос: как возможна личная свободная воля в мире, где существует только одна единственная воля – Божья?.. Как видно, цен- ностный мир новеллы сильно противостоит религиозной картине ми- ра, и согласование их очень проблематично. Русская книжность нашла способ разрешения этого противоре- чия. Свидетельствует об этом появление в 1660-е годы такого памят- ника, как «Повесть о Савве Грудцыне» . Будучи новеллой, построен- ной ни много ни мало на мотиве «проданной души», или «договора с дьяволом», это произведение, тем не менее, приводит своего цен- трального героя к религиозному спасению. И тем демонстрирует свою «полезную» природу. Сюжет о договоре с дьяволом – конечно, сюжет совершенно не- полезный, и в русской книжности ему до сих пор места не было. Что же касается европейской литературы, то в ней этот сюжет использо- вался неоднократно, и одно из наиболее известных его воплощений – легенда о Фаусте, получившая массу обработок. В средние века образ Фауста трактовался однозначно: это грешник, получающий законо- мерное наказание. Писатели-романтики выступили с иной трактовкой: для них Фауст – воплощение идеала гуманизма, человек, беспредель- но расширивший свои возможности. И.-В. Гете оправдывал Фауста, идеализируя в нем деятельное начало, освященное любовью: герой ценен тем, что он в наибольшей степени личность, сознательная ак- тивная личность до конца. Иное дело в «Повести о Савве Грудцыне». Русская повесть тоже приводит грешника к спасению, но другими средствами и с другой стороны. А именно, Савве, вступившему в сделку с дьяволом, дарует- ся прощение именно потому, что он с самого начала не ведает, что творит . Конструктивная особенность этого произведения такова, что инициатива героя здесь предстает разделенной между двумя персона-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2