Кузнецов И.В., Книжность Древней Руси (XI-XVII вв.)-2021
КНИЖНОСТЬ ДРЕВНЕЙ РУСИ 63 И в XVII столетии прежняя новеллистическая Повесть о Драку- ле в литературу не вернулась. Изменился строй литературного созна- ния, доминантой которого сделалась еще более последовательная на- зидательность, чем в XVI веке. Поэтому новые списки «Повести о Дракуле», относящиеся к XVII веку, содержали очень значительные изменения, относящиеся не только к стилистике и языку, но и к самой оценочной позиции автора. Главное, что устранялось – оценочная не- определенность. «Неясность и двусмысленность в оценке центрально- го персонажа явно не удовлетворяла редакторов XVII века – в целом ряде видов и отдельных списков мы встречаемся с попытками “испра- вить” характеристику Дракулы, сделать ее более определенной» 1 . Это исправление имело две основные тенденции. Первая заключалась в том, чтобы удалить из образа Дракулы всякую двусмысленность и сделать его однозначно положительным. Для этого, прежде всего, устранялось сравнение героя с дьяволом. Картина мира в «полезной» повести, к которой стремились свести «Повесть о Дракуле», предполагает категорическое противопоставле- ние добра и зла: то, что связано с дьяволом, никак не может получить положительную оценку. Устранялись и другие выпуклые характери- стики Дракулы, не позволявшие придать ему однозначный облик грозного, но справедливого судьи. Так, опускался мотив отступниче- ства от православия: найти оправдание этой измене было непросто. Вторая тенденция заключалась в придании образу центрального персонажа ценностной динамики. На первой стадии Дракула предста- вал как православный царь, и все его жестокости этим оправдывались: ведь они совершались ради укрепления православного государства. Вторая стадия начиналась с отступничества Дракулы от православия, и с этого момента герой становился настоящим злодеем. Даже воен- ный успех в борьбе с турками не давал редактору повода переменить свое отношение к Дракуле: смерть его в этой войне представлялась как Божья кара за отступничество. И все остальные злодеяния стано- вились таковыми именно в связи с этим грехом. В проявлениях этой второй тенденции заметно, что характер оценки определяется только отношением героя к истинной вере – православию. 1 Лурье Я. С. Судьбы «Повести о Дракуле» в XVI–XVII вв. // Повесть о Дра- куле. М. ; Л., 1964. С. 81.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2