Кузнецов И.В., Книжность Древней Руси (XI-XVII вв.)-2021

И. В. КУЗНЕЦОВ 60 ванием к литературе сделалась «полезность», то есть поучительность, соединенная с христианской пропагандой, переписчики уверенно взя- лись за правку занимательных историй. В результате этой работы к XVII столетию основная часть сказочных и новеллистических историй была изменена в религиозно-поучительном направлении. Прежние сказки превратились в назидательные притчи. Именно в этом виде большинство повестей дошли до нашего времени. Так обстояло дело, к примеру, с широко известной повестью «О Петре и Февронии Муромских» Ермолая-Еразма. Генетически эта повесть очень тесно связана с целым комплексом волшебных сказок: о мудрой деве, о борьбе со змеем 1 . Однако и житийное содержание бы- ло очевидно: его восприятию способствовали монашеское постриже- ние героев в конце жизни и чудо у их гроба. В конце XVI века пере- писчик создал так называемую Вторую редакцию повести и изменил произведение, усилив в нем конструктивные элементы жития. Состав эпизодов Второй редакции ничем не отличается от оригинала. Но из- менилось заглавие: теперь в нем стало звучать указание на жанровый образец ( «Житие и жизнь и отчасти чудес...» ). У эпизодов появились подзаголовки: «Чудо блаженныя, како прелагаше хлебные крохи в фимиян...» – и другие. По тексту проведена стилистическая правка, приближающая произведение к житийному стилю изложения: слово «ркуще» меняется на «моляще» и «глаголюще» , о Февронии чаще го- ворится «блаженная» и «преблаженная» . Эта правка не меняет со- держания, но появляющаяся выспренность стиля способствует прида- нию повести назидательной серьезности. Отличает Вторую редакцию от Первой и наличие дополнитель- ных мотивировок, позволяющих трактовать поведение героев в соот- ветствии с религиозной картиной мира. Так, в конце эпизода о борьбе князя Петра со змеем дан комментарий к совершившейся победе: «Потому что и битва его была не с человеком, но дьяволом; так по- добало и исцеление получить не от человека, но от Божественной силы» . Князь Петр помещен между двумя потусторонними силами: дьявол в образе змея с ним сражается и оказывается побежден, потому что за князем стоит Божественная помощь, и Бог через Февронию по- дает Петру исцеление. Еще выразительнее религиозная мотивировка, 1 См.: Дмитриева Р. П. О структуре Повести о Петре и Февронии // Повесть о Петре и Февронии. Л., 1979.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2