Кузнецов И.В., Книжность Древней Руси (XI-XVII вв.)-2021
КНИЖНОСТЬ ДРЕВНЕЙ РУСИ 59 может быть какой-то «хозяин». Если речь не шла о священных книгах, входящих в состав Библии, то они не сомневались в своем праве ме- нять текст так, чтобы он становился лучше – естественно, согласно их представлениям. От самого XI века писцы копировали тексты не сло- во в слово, а с внесением в них дополнений и изменений, призванных «улучшить» написанное. Но представления о том, как должен выглядеть «хороший» текст, менялись с течением времени. Менялась, помимо прочего, и государственная политика по отношению к письменности. На рубеже XV и XVI веков государственная власть и высшее духовенство заклю- чили союз, целью которого было укрепление великокняжеской власти и становящегося официальным православия. В интересах этого союза было придать всей литературе идеологическую окраску, подчинить ее задачам прославления христианства и Православного царства, то есть Московской Руси. Поэтому в XVI веке были объявлены неполезными и решительно изгнаны из литературы все повести, которые не несли этой идеологической окраски, а стремились лишь к тому, чтобы раз- влечь читателя: сообщить что-нибудь любопытное или просто рас- смешить, повеселить. Зато возник другой тип повести – полезная . В XVI столетии появилось устойчивое наименование, предпосылаемое книжниками тексту: повесть зело полезна . Яков Лурье замечал: «Было бы весьма интересно проследить все случаи употребления этого наименования. Речь шла, очевидно, о возникновении нового специфического жанра: “неполезную повесть”, резко осужденную церковными идеологами, должна была сменить повесть иного характера – светская, но “полез- ная”, не содействующая “смехотворению” и лишенная всякой идеоло- гической двусмысленности» 1 . «Полезная повесть» не могла возникнуть из ничего. Одних жи- тий святых и религиозных легенд было недостаточно для того, чтобы удовлетворять потребность людей в чтении. Необходим был материал, который, при соответствующей обработке, приобрел бы качество «по- лезности». И этим материалом оказалось не что иное, как та же самая «неполезная» повесть – истории сказочного или занимательного типа. Мы помним, что древнерусский книжник не испытывал сомнений в своем праве менять и «улучшать» текст. Поэтому, когда общим требо- 1 Лурье Я. С. Судьба беллетристики в XVI веке. С. 406.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2