Кузнецов И.В., Книжность Древней Руси (XI-XVII вв.)-2021
КНИЖНОСТЬ ДРЕВНЕЙ РУСИ 5 ния, заложивших основания русской книжности. Поэтому парадиг- мой* 1 становящейся русской письменности послужила византийская литературная система. Но далеко не вся. Крупнейший исследователь русского средневековья Дмитрий Сергеевич Лихачев писал в ХХ веке о «трансплантации», то есть буквальном переносе литературной сис- темы из Византии на Русь. Современные исследования позволили скорректировать это представление. Помимо того, что имелись еще влияния других европейских литератур (скандинавской, западносла- вянской), из Византии переносу подлежала главным образом лишь аскетическая книжность: те произведения, которые подчинены задаче духовного совершенствования человека в перспективе христианского идеала праведности и святости. «Репертуар древнекиевской книжно- сти остается репертуаром отдаленного византийского монастыря, а не константинопольской библиотеки», – пишет современный ученый 2 . То есть весь обширный пласт «светской» литературы, в том числе и ху- дожественной, оставался практически не востребованным в русских условиях, особенно в раннехристианское время (XI–XII). В ценност- ной системе той эпохи он занимал периферийное место. Именно эта ценностная специфика и создает особость древне- русской книжности относительно литературы Нового времени (начи- ная с XVIII века). Древнерусская литература не обладала само- стоятельно значимым художественным заданием. В художествен- ной литературе Нового времени, в том числе и русской, на первом месте находится идеал красоты , или прекрасного . А русские писате- ли средних веков, до XVII столетия включительно, трудились в пер- спективе религиозных целей и не задумывались о «красоте», или ху- дожественности, своего произведения: подобное представление им было очень неблизко 3 . В книжности русского средневековья на пер- 1 Непривычные, однако необходимые термины при первом появлении в тек- сте пособия отмечаются знаком *. Объяснение им дается в Словаре терми- нов, помещенном в конце пособия. 2 Каравашкин А. В. Литературный обычай древней Руси. М., 2011. С. 116. 3 Этим они принципиально отличались от своих европейских современников, которые опирались на идеал прекрасного, лежащий в основе учения Аристо- теля о поэтике и направлявший европейское искусство начиная с антично- сти. Искусства в европейском смысле как деятельности, воплощающей идеал прекрасного, в Древней Руси не было.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2