Кузнецов И.В., Книжность Древней Руси (XI-XVII вв.)-2021

КНИЖНОСТЬ ДРЕВНЕЙ РУСИ 53 В сочинениях Максима Грека ослабляется полемическое начало, свойственное писателям осифлянского и заволжского круга. Максим относится к тому, о чем пишет, с сугубо индивидуальной позиции. Так, в «Повести страшной и достопамятной о совершенной иноческой жизни», рассказывая о своей жизни в католическом монастыре, Мак- сим заключает: «Пишу это <…> дабы показать православным, что и не у правоверных латинян есть попечение и прилежание евангельских спасительных заповедей» . Здесь Максим стремится показать положи- тельные стороны монастырского устава у католиков. Но в контексте многовековой агрессивной полемики православных писателей с като- личеством, которая велась русскими книжниками по примеру визан- тийских авторов, подобные суждения Максима выглядели попросту крамольно. Неудивительно, что Максим довольно быстро попал в опалу. Однако и в монастырском заточении он оставался влиятельным примером, на который ориентировались современники, занятые во- просами духовного поиска. Люди максимовского круга тоже брались за перо, и создаваемые ими тексты сохраняли отпечаток влияния на- ставника. В частности, к Максиму был близок боярин Федор Карпов . След независимого суждения в его сохранившихся посланиях очень заметен. Карпов сопоставлял учение, содержащееся в каноническом Писании, с логическими доводами, и на основании этого создавал собственную ценностную систему. В этой системе получала оправда- ние политическая активность, предполагающая переступание через христианскую добродетель смирения, а также появлялось ценностное обоснование классовой иерархии. Высшее благо в этой системе – бла- го государя и государства, и ради него можно жертвовать соблюдени- ем самих христианских заповедей. Очевидна гуманистическая приро- да этих суждений, вполне вписывающихся в европейский культурный контекст своего времени. В сочинениях Карпова субъектное начало усилилось до такой степени, что стала возможной умозрительная пе- рестройка важнейшей мировоззренческой области, никогда не высту- павшей предметом анализа русских писателей – ценностной системы христианства.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2