Кузнецов И.В., Книжность Древней Руси (XI-XVII вв.)-2021

И. В. КУЗНЕЦОВ 52 тель» и «Ответ кирилловских старцев» обозначили две линии идеоло- гического противостояния. «Просветитель» и «Ответ» примечательны тем, что в них созда- ется ясно выраженная и при этом полярно противоположная оценка событий. Кроме того, оценка создается и по отношению к оппоненту. В «Ответе» эта оценочность проявляется с большей силой. Его автор нападает на личность соперника, апеллируя к авторитету Священного писания. Используется множество примеров, свидетельствующих, что ветхозаветные пророки и новозаветные апостолы учили прощению и милосердию к раскаявшимся грешникам. Для усиления аргументации автор ставит под сомнение праведность самого адресата – Иосифа Во- лоцкого. Заведомое недостижение оппонентом идеала библейской святости становится доводом, обосновывающим его неправоту в по- пытках судить иных людей. Новизна такой полемической оценочности сделала религиозную публицистику явлением, открывшим очередной этап развития словес- ности. В историко-литературном плане с ценностным осмыслением событий связано первоначальное зарождение позиции автора как но- сителя точки зрения. На данном этапе его свобода сводится к свободе оценки. В «Просветителе» и «Ответе кирилловских старцев» как пер- вых образцах публицистики свобода оценки находится еще на зача- точном уровне: это свобода двоякого выбора позиции. Но это было только начало процесса, в ходе которого освобождение автора приве- дет от выбора точки зрения на предмет к формированию самого пред- мета в акте вымысла. Уже вскоре в результате усиления субъектного начала предмет книжного слова стал переосмысляться под углом индивидуально- критического отношения писателя. Конечно, для этого сам писатель должен был быть самобытной, яркой личностью, обладающей инди- видуальным, самостоятельным взглядом на мир. Такой личностью в русской культуре стал Максим Грек (в миру Михаил Триволис). Максима отличали обширная богословская и филологическая эруди- ция, европейское образование (он учился во Флоренции, где усвоил гуманистические взгляды), особое положение при дворе, создававшее ему харизму как в годы милости, так и в годы опалы. Все эти факторы сделали взгляды Максима своеобразным критерием, на который так или иначе ориентировались мыслящие люди его времени.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2