Кузнецов И.В., Книжность Древней Руси (XI-XVII вв.)-2021

КНИЖНОСТЬ ДРЕВНЕЙ РУСИ 51 вопросы, можно говорить только о предпосылках разнообразия точек зрения. По-настоящему она проявляется, когда в центр полемики ста- новятся вопросы церковной жизни, важнейшие в составе средневеко- вой русской культуры. А это произошло именно в начале XVI века. К этому времени на Руси появились две церковно-политические партии: осифляне (по имени их духовного вождя, игумена Волоколамского монастыря Ио- сифа Волоцкого) и заволжцы – монахи, подвизавшиеся в удаленных скитах за Волгой. Пунктом идеологического различия между ними было отношение к распространившимся в XV веке ересям. Осифляне, стоявшие за сильный союз церкви и государства, требовали казни всех еретиков; заволжцы, представлявшие исихастское* религиозное на- правление, настаивали на принципе «не судите». Политические разли- чия формулировались применительно к собственности монастырей на земельные угодья. Заволжцы, в противоположность осифлянам, про- водили нестяжательскую линию, считая, что монахи должны быть свободны от всех мирских интересов, в том числе и от собственности. В 1503 году на церковном соборе было вынесено решение о за- креплении монастырского землевладения. В 1504 году состоялась массовая расправа с еретиками. Это означало политическую победу осифлян, поворот исторического курса Руси к строительству само- державного православного государства. Как результат активизирова- лось противостояние двух смысловых полей в словесности, для обо- значения которых уместны термины мирского «деяния» и «недеяния». Формой этого противостояния стала публицистика, то есть литерату- ра, настойчиво транслирующая некую идейную позицию. Первым манифестом официозной* концепции «деяния» явился «Просветитель» главы осифлян Иосифа Волоцкого. Начальная ре- дакция этого сочинения, полемически заостренная против ереси, была составлена на рубеже XV и XVI веков. Во второй редакции «Просве- титель» был дополнен «Словом об осуждении еретиков», содержащим апологию казней, к тому времени (1512) уже совершившихся массово. Этот манифест вызвал реакцию со стороны заволжцев. Она состоялась в виде «Ответа кирилловских старцев на послание Иосифа Волоц- кого об осуждении еретиков» , отправленного из Кирилло- Белозерского монастыря, главной резиденции заволжцев. «Просвети-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2