Кузнецов И.В., Книжность Древней Руси (XI-XVII вв.)-2021

И. В. КУЗНЕЦОВ 4 ВВЕДЕНИЕ В этом пособии речь пойдет о книжности Древней Руси . Прежде всего постараемся осмыслить каждый из компонентов за- главия пособия: Древняя Русь и книжность . Во-первых , где граница, отделяющая Русь древнюю от Руси новой – России? Проводится ли эта граница условно, или существуют объективные факторы, позволяющие говорить о завершении одного периода культурного развития и о нача- ле нового? И, во-вторых , почему книжность , а не литература ? Сначала ответим на первый вопрос . Русская культурная тради- ция, в которой сформировалось наше нынешнее сознание и все формы его проявления (искусство, наука, общественный уклад и др.), связана своим происхождением с христианством 1 . Книжность тоже началась с принятием на Руси христианства в 988 году. В дохристианскую эпоху письменность существовала, однако она еще не несла того содержа- ния, которое сформировало национальное своеобразие русской куль- туры. Великий немецкий ученый Вильгельм фон Гумбольдт писал: «Язык есть как бы внешнее проявление духа народов: язык народа есть его дух, и дух народа есть его язык» 2 . Развивая эту мысль, В. фон Гумбольдт показывал, что и плод языка, словесность народа, есть проявление его «духа», – который у нас стал формироваться именно с принятием христианства. Христианская культура была усвоена Русью от Византии. Этим обстоятельством обусловлены некоторые особенности русской пись- менности. После крещения Руси с греческого языка был переведен очень большой корпус книг, главным образом религиозного содержа- 1 В последние десятилетия в современной России усилились попытки найти некое «языческое» обоснование национально-культурного единства Руси – России. Эти попытки малоосновательны по двум причинам. Во-первых, в старину языческие верования восточных славян не отличались единством: представления о пантеоне богов были неодинаковыми как минимум у славян- земледельцев и варягов-русов. Во-вторых, сегодня отказаться от христианст- ва означало бы зачеркнуть достижения тысячелетней культурной истории, что способно обернуться только одичанием. 2 Гумбольдт В. фон. О различии строения человеческих языков и его влиянии на духовное развитие человечества // Гумбольдт В. фон. Избранные труды по языкознанию. М., 2000. С. 68.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2