Кузнецов И.В., Книжность Древней Руси (XI-XVII вв.)-2021

И. В. КУЗНЕЦОВ 48 Трансформации житийного жанра. Тематизация письма Опора на повествовательность привела к переосмыслению прежних жанровых образований и тем самым сыграла важную роль в предстоящем кризисе и распаде жанровой системы средневековья. Мы увидели, что жанр хожения трансформировался: сдвиг писательского интереса в область предметного мира дискредитировал само жанровое задание этого типа текстов. Изменился и жанр жития. Целый ряд про- изведений, сориентированных на житийный канон, в силу переноса писательской установки на эмпирические реалии, фактически утрати- ли этикетный характер и превратились в занимательные рассказы с большой долей вымысла, иногда с идеологической подоплекой. Последний случай иллюстрирует «Повесть об Ионе, архиепи- скопе Новгородском» (конец XV в.). Составленная в житийных тра- дициях, включая использование этикетных эпизодов, относящихся к детству героя, она, тем не менее, направлена на внушение читателям определенных представлений, важных в политическом смысле. Мани- пулирование эмпирическими фактами помогает автору возвеличить Новгород, а не Иону. Постоянное напоминание о почитании Ионы соседними владыками служит именно этой цели. «Не только москов- ские князья великие к сему преподобному многую любовь простерли, но и тверские, и литовские, и смоленские, и полоцкие, и немецкие, и все, и все». Есть персонаж, по поводу которого организуется повест- вование, но внимание писателя направлено не столько на самого пер- сонажа, сколько на Новгород, величие которого подчеркивается. С другой стороны, «Повесть о житии Михаила Клопского» (1470-е) построена просто как сборник занимательных сюжетных за- рисовок. Похожим образом создан «Рассказ о смерти Пафнутия Бо- ровского» (ок. 1471 г.), где опора на образец житийного фрагмента вторична и этикетна: заметная психологизация персонажа не позволя- ет относить это произведение к каноническим образцам жанра. Перечисленные выше примеры отражают общий строй литера- туры XIV–XV веков. Свойством письменности сделалась опора на предмет повествования, разработка предметной сферы и втягивание в нее все более широкого круга тем. И в этом своем предметном качест- ве темы, прежде иерархически различные (как христианские образы и земные реалии), стали мыслиться недифференцированно.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2