Кузнецов И.В., Книжность Древней Руси (XI-XVII вв.)-2021
И. В. КУЗНЕЦОВ 46 Итак, перед нами два произведения, имеющие одно жанровое наименование – «хожение». Однако эти два «хожения», разделенные во времени почти четырьмя столетиями, различаются практически всеми сторонами их речевой организации. Мы уже цитировали Ари- стотеля, писавшего в «Риторике»: «Речь состоит из трех элементов: самого говорящего, предмета, о котором он говорит, и лица, к которо- му он обращается» 1 . Цели говорящего (точнее, пишущего), круг предметов повествования, предполагаемый круг читателей – все это у Даниила и Афанасия очень различно. Различны, во-первых, цели двух путешественников, во-вторых, предметы, которые оказываются в поле их писательского интереса. Даниил целенаправленно шел в Палестину, чтобы рассказать соотечественникам о Святых местах. Все прочее его интересует мало. Правда, он упоминает в своем «Хожении» о климате в Иерусалиме, о тамошнем сельском хозяйстве, но эти факты современности называ- ются им лишь в связи с описанием очередной святыни. А о своем пути от Руси до Константинополя Даниил вовсе не говорит: этот путь име- ет лишь косвенное отношение к его задаче. Он концентрирует внима- ние только на предметах, связанных с эпизодами Священной истории. Их описание является для Даниила способом пропаганды христиан- ских представлений, безраздельно господствующих в его сознании. Напротив, Афанасий вовсе не собирался предпринимать и опи- сывать длительное странствие. Его цель была чисто коммерческая, и лишь цепь несчастливых обстоятельств привела купца в Персию и Индию. Примечательно, что Афанасий объясняет случившееся с ним совершенно «земными» причинами: измена случайных проводников, грабеж, отказ местного правителя в помощи… События связаны при- чинно-следственно, и эта причинность никак не выходит за эмпириче- ские пределы: Афанасий лишился всего, потому и пошел дальше на юг. Далее, в Индии правитель отобрал у Афанасия коня, поставив ус- ловием возврата смену религии. Спасло Афанасия «чудо», случившее- ся на Спасов день: за купца заступились. Но это «чудо» не является для Афанасия мифологической закономерностью – это счастливый случай. В качестве вывода из этого приключения Никитин даже запи- сывает: «А так, братья русские христиане, захочет кто идти в Ин- дийскую землю – оставь веру свою на Руси, да, призвав Мухаммеда, 1 Аристотель. Риторика. С. 14.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2