Кузнецов И.В., Книжность Древней Руси (XI-XVII вв.)-2021

КНИЖНОСТЬ ДРЕВНЕЙ РУСИ 43 При этом изменились представления о достоверности, которая с эпохи Киевской Руси была важным свойством письменного слова. Прежде достоверность опиралась на христианское предание. Но начи- ная с XIV века писатели все последовательнее обращались к реалиям эмпирического мира, касаясь области религиозных тем лишь как сфе- ры вторичной, в известной степени конвенциональной или этикетной. Таким образом, происходил отрыв повествования от сферы предания. Достоверность, обособленная от предания, ищет опоры в другой об- ласти, и этой областью оказывается эмпирическая действительность. Можно поэтому говорить о XIV веке как о времени поворота русской книжности к «земным реалиям». Эмпирическая реальность к тому же стала восприниматься как развернутая во времени. Свидетельством тому является интенсивное восстановление летописной традиции сразу в нескольких новых куль- турных центрах: Москве, Суздале, Рязани, Твери. Параллельно в жан- ровой системе активизируются такие разновидности, как «повесть», «сказание», «хожение», носящие повествовательный характер. Эти жанровые образования внутренне близки; их разница связана прежде всего с предметом повествования. Активизация названных образова- ний свидетельствует о вытеснении в культуре эйдетического миро- восприятия логическим : представление о слове как целостном выска- зывании сменяется представлением о слове как развернутой речи. «Хожение игумена Даниила» и «Хожение Афанасия Ники- тина» Перечисленные трансформации можно наглядно рассмотреть, обратившись к жанру хожения. Этот жанр был очень популярен в средние века на Руси. Принятие и распространение христианства про- будило у русских людей интерес к тем странам и землям, с которыми были связаны события Священной, то есть христианской, истории. Эти земли находятся главным образом в Палестине, на Ближнем Вос- токе. Туда и стали все чаще направляться путешественники, которых иногда называли «паломниками» 1 – из-за того, что в качестве свиде- тельства о своем пребывании в Святой земле они старались принести домой пальмовую ветвь. 1 От лат. «palma» – пальма.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2