Кузнецов И.В., Книжность Древней Руси (XI-XVII вв.)-2021

И. В. КУЗНЕЦОВ 34 ках. Изменения жанра воинской повести отражают перемены, с тече- нием времени происходившие в русской словесности. В «Слове о полку Игореве» доминирует устнопоэтическая сти- хия. Она проявляется в характере используемых средств образной вы- разительности. Обильные эпитеты и сравнения «Слова» почерпнуты из мира природы: Боян – «соловей» , Всеволод – «буй-тур» , поганый половчин – «черный ворон» . Ярославна сравнивается с кукушкой, Игорь – с горностаем, с белым гоголем, Всеслав – с лютым зверем, половцы – с барсовым гнездом. Перечисленные средства передают характерную для архаического сознания связь мира природы и чело- века. Интенсивно используются постоянные эпитеты, также характер- ные для фольклора: «сизый орел» , «синее море» , «стрелы каленые» , «красные девки» , «кровавые раны» , «студеная роса» . Битва уподобля- ется посеву, пиру, молотьбе. В «Слове» фигурируют старые языческие боги, мифология которых была очень сильна в широких массах про- стого населения. Эти боги не чужды воинам-славянам, которые име- нуются «Даждьбожьими внуками». Автор «Слова» соединяет славян с их божествами связью родства. Однако в «Слове» используются и приемы книжной речи. «Сло- во» оформлено книжно-риторическим зачином. Центральный образ зачина, в соответствии с которым Боян «возлагал вещие персты на живые струны», является общим местом средневековой книжности и восходит к фигуре царя-псалмопевца Давида 1 . В текст вводятся рито- рические вопросы и восклицания, в том числе повторяющиеся: «О, Русская земля! Уже ты за холмом» ; «А Игорева храброго полку не воскресить!» Имеются обширные фрагменты монологической речи: таково «золотое слово» Святослава. Используются сюжетообразую- щие диалоги: таков диалог Гзака с Кончаком, в котором беседующие на глазах читателя решают, как поступить с пленником. Наличие этих книжных приемов наряду с устнопоэтическими чертами делает «Сло- во о полку Игореве» ранним образцом сближения традиций письмен- ного и устного слова. Более поздний текст, «Повесть о разорении Рязани Батыем», усиливает это сближение. Опора данной повести на героический эпос проявляется в характерных эпизодах (например, в обращении князя к 1 См. напр.: Подкорытова Т. И. Явления пародичности и пародийности в древнерусской литературе // Текст и тексты. Новосибирск, 2010. С. 37.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2