Кузнецов И.В., Книжность Древней Руси (XI-XVII вв.)-2021
И. В. КУЗНЕЦОВ 30 В еще большей степени идеологическая заданность и риториче- ская организация были свойственны проповедям Феодосия Печер- ского . Так, его «Слово о вере христианской и латинской» (1069) содержит идею неприятия католической веры. При этом оно заострено публицистически: это обращение к киевскому князю Изяславу, всту- пившему в военный союз с поляками, то есть католиками. Прямое указание Изяславу на его неправоту было затруднительно, да и не- безопасно. Поэтому Феодосий избирает косвенный путь: он бранит католичество (что очень соответствовало духу тогдашней иностран- ной, в первую очередь византийской, православной публицистики), и в этом контексте представляет недопустимым военное сотрудничество с католиками-поляками. Скрытая и притом основная тактика «Слова» обличает Запад вообще и конкретно – союз с ним князя Изяслава. Бу- дучи предназначено для Изяслава в тот момент, когда он ополчился против киевских граждан с помощью поляков, «Слово» призывает его отказаться от подобного союза. Подчеркнем еще раз, что письменность киевского периода бы- товала лишь в высших социокультурных слоях. Широко известное «Поучение» Владимира Мономаха часто трактуется как свод пра- вил, обязательных для исполнения любым человеком. Однако при не- предвзятом рассмотрении памятника в нем обнаруживаются указания на то, как содержать слуг и рабов, как вести себя во время выезда на охоту и подобные, выдающие обращенность именно к аристократиче- ской аудитории. «“Поучение” <…> ориентировалось на сравнительно узкий круг лиц, было предназначено княжескому окружению. Моно- мах говорит не о христианском долге вообще, но о добродетелях кня- зя, правителя, полководца, ратника, воспитателя, полновластного гос- подина подданных» 1 . Все сказанное позволяет сделать обобщение. Ранний этап разви- тия русской словесности (XI–XII) был этапом установления (специ- фикации, обособления) письма . На этом этапе происходило разделе- ние речевых манер книжности и устной словесности. Институциали- зация письменности противопоставила ее устной поэзии; письмо ока- залось ценностно отмечено в культуре. Дальнейшее развитие словес- ности происходило в пространстве письменного, а не устного слова. Письменность возникала и развивалась как идеологический язык вла- 1 Каравашкин А. В. Литературный обычай Древней Руси. С. 152.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2