Кузнецов И.В., Книжность Древней Руси (XI-XVII вв.)-2021

И. В. КУЗНЕЦОВ 28 А цель летописца, как видно, заключалась в том, чтобы показать следующее: Русь соединила достоинства варягов и греков и унаследо- вала мифологизированный исторический опыт Византии – второго Рима, таким образом сделавшись выдающейся силой христианского мира. Для достижения этой цели книжник использовал отсылки к фольклорным и мифологическим представлениям, а также прием ре- минисценции. Очевидно, что ПВЛ предстает как особым образом «сделанный», то есть специально выстроенный текст. Идеология и построение памятников XI века Сопоставление «Повести временных лет» с другими произведе- ниями начального этапа становления русской словесности показывает, что между ними имеются сходства в плане идеологии, используемых приемов построения текста и в плане социокультурного бытования. Так, близк о к «Повести временных лет» «Слово о Законе и Благодати» , созданное около сороковых годов XI века будущим ки- евском митрополитом Иларионом. По наблюдению Владимира Топо- рова, помимо оригинальности композиционного решения, «Слово» примечательно тем, что в нем впервые формулируется «русская идея», включающая представления о единстве Руси а) в пространстве и, со- ответственно, в сфере власти, б) во времени, то есть в духовной тра- диции, в) в нравственном идеале святости 1 . Аудиторией «Слова о За- коне…» выступает численно ограниченная прослойка книжных лю- дей – ученая корпорация князя Ярослава. Именно эту идеологическую верхушку следовало укрепить в сознании религиозной и националь- ной самостоятельности Руси, что и делает Иларион в своем «Слове». Произведение состоит из трех содержательно и конструктивно различающихся частей. «Композиционная триада “Слова о законе и благодати” соответствует триаде историософской. Первый элемент конструкции – история человечества , второй – приобщение к христи- анству нового народа , третий – славословие в честь того, кто привел этот народ ко Христу» 2 . 1 См.: Топоров В. Н. Работники одиннадцатого часа // Топоров В. Н. Святость и святые в русской духовной культуре. Т. 1. М., 1995. С. 257–340. 2 Каравашкин А. В. Литературный обычай Древней Руси. С. 163.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2