Кузнецов И.В., Книжность Древней Руси (XI-XVII вв.)-2021

И. В. КУЗНЕЦОВ 26 фоне убедительной военной победы, поставившей под угрозу сувере- нитет Константинополя. Как видно, в обоих случаях состоится демон- страция силы, после чего славяне принимают от соседей то, что им необходимо: военно-княжескую власть и начала христианской циви- лизации. До сих пор мы отмечали, что летописец использует в качестве средства убеждения обращение к моделям архаического сознания, очень живым и внятным для его современников-соотечественников, людей, лишь недавно оторвавшихся от языческой стихии. Такая апел- ляция к ресурсам архаической психики является важным приемом ле- тописца-идеолога. Однако в ПВЛ также во множестве присутствуют аллюзии*, ре- минисценции*, а также прямые цитаты, восходящие к христианской литературе и сфере представлений. Это прием организации текста, свойственный всей без исключения религиозной книжности, начиная с самой Библии. Так, при рассказе о крещении Владимира вводится эпизод со слепотой: князь внезапно теряет зрение и получает от цари- цы известие, что прозреет, когда крестится. И действительно, в ходе совершения обряда Владимир прозревает. Этот эпизод содержит ре- минисценцию Нового Завета, Деяний апостолов (Деян. 9 : 17–18). Савл, видный фарисей и гонитель христиан, был поражен слепотой от Бога и прозрел, принимая крещение, после чего сделался апостолом Павлом. Эта реминисценция приводит читателя к сопоставлению двух исторических лиц, апостола Павла и князя Владимира. Обращение и дальнейшая проповедь первого начинает рассматриваться как преце- дент* к судьбе Владимира. Не случайно в русской средневековой книжности князь Владимир величался как «равноапостольный» – со- ответствующая идея уже заложена в ПВЛ. Другое сопоставление организуется при помощи интерпретации крестного имени княгини Ольги: Елена. Это имя матери византийско- го императора III века Константина, который сделал христианство в Византии государственной религией. Под 1015 годом, воздавая хвалу Владимиру, летописец прямо говорит: «То новый Константин велико- го Рима; как тот крестился сам и людей своих крестил, так и этот поступил так же» . Родственная пара Елена – Константин в визан- тийской истории (мать – проповедница христианства, сын – крести- тель) находит параллель в истории русской, хотя и с добавлением рас-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2