Кузнецов И.В., Книжность Древней Руси (XI-XVII вв.)-2021

КНИЖНОСТЬ ДРЕВНЕЙ РУСИ 25 Отметим, что этот смысловой комплекс используется в летопи- си не единожды. Второй случай его использования относится к записи под 988 годом, где речь идет о крещении Владимира. Крещению предшествовало завоевание Владимиром города Корсуни. Оттуда он посылает в Константинополь, требуя от царей Василия и Константина отдать за себя их сестру Анну и угрожая, в случае отказа, походом на сам Царьград. Правители соглашаются, поставив условием обращение Владимира в христианство, к чему Владимир, согласно летописному преданию, был уже готов. Здесь тоже взятие города (фактически – Корсуни, но предположительно, в случае неудачи сватовства – и Кон- стантинополя, в то время ослабленного военным мятежом) связывает- ся с женитьбой на Анне: то и другое становится результатом одного военного похода. Сказочному «воцарению» соответствует принятие Владимиром христианства: с точки зрения носителя религиозной культуры этот акт вполне может трактоваться как обретение высшего нового статуса. Нелишне обратить внимание и на тот факт, что в ПВЛ лишь двое из жен Владимира называются по имени: это Рогнеда и Анна. Именно они оказываются и действующими лицами в двух описанных версиях древнего смыслового комплекса. По-видимому, эти два брака рассматривались летописцем как особенно значительные. И неудиви- тельно. Ведь Рогнеда – варяжская княжна, тогда как Анна – византий- ская принцесса. Таким образом, при помощи этих двух браков, второй из которых прямо династический, Владимир стяжает родство с двумя ведущими народами современности – варягами и греками. Зарождающаяся русская нация взяла от сопредельных народов то, что составляло их достоинство в истории. От варягов был взят ин- ститут сильной военной княжеской власти, легшей в основу государ- ственного устройства последующих времен. От греков было принято христианство, вводившее Русь в космос европейской культуры. Одна- ко летописец не преминул показать, что то и другое было взято славя- нами не путем просительства, а с позиции равенства, обеспеченного силой. Призванию варягов предшествовало их изгнание в 862 году. Варяги прежде собирали дань со славянских земель как захватчики. Они были изгнаны. И уже после этого были приглашены Рюрик, Си- неус и Трувор, княжение которых заключалось в том, чтобы «судить по праву» . Затем, в 988 году, Крещение было принято от греков на

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2