Кузнецов И.В., Книжность Древней Руси (XI-XVII вв.)-2021

КНИЖНОСТЬ ДРЕВНЕЙ РУСИ 23 вание Киева и начало княжения. Опять неявно, однако настойчиво, подчеркивается роль Киева в судьбах русской земли. В летописи имеются и другие подобные скрытые указатели. Так, первым русским князем был Рюрик. Однако в летописи «русским князем» среди ва- ряжской династии впервые называется Олег (запись под 852 г.). По- чему? Да потому, что Рюрик княжил в Новгороде, а Олег – в Киеве. Геополитические акценты расставлены летописцем недвусмысленно: Киев для него – главный город. Далее, привлекает внимание известный эпизод расправы Ольги с древлянами. В основе этого эпизода легко узнается фольклорная об- разность, восходящая к сказочному жанру. Особенно характерен образ самой Ольги – главного действующего лица. Сегодняшним молодым читателям она часто напоминает Бабу Ягу: потому что проявляет по- следовательную изобретательную жестокость в отмщении (троекрат- ном, что существенно для архаического сознания), и притом перед смертью отправляет своих врагов помыться в бане. Но более важен другой прототип Ольги: образ мудрой жены (мудрой девы). Этот об- раз свойствен целому ряду волшебных сказок, где мудрая жена вы- ступает в функции либо самого героя, либо волшебного помощника героя (по классификации Владимира Проппа 1 ). Здесь существенно то, что Ольга проявляет остроту ума, достигая своей цели, то есть мес- ти… С названным фрагментом сходен другой: фрагмент сватовства к Ольге царя Константина. Ольга, не желая идти замуж за Константина, просит его крестить ее (а крещение было уже готовым ее намерени- ем). После крещения Ольга отказывается от брака, мотивируя это тем, что по христианским законам брак с крестницей недопустим. «Пере- хитрила ты меня, Ольга» , – соглашается Константин, тем самым при- знавая остроту ума Ольги, ее мудрость. Эти два эпизода сопоставимы, так как в обоих случаях на первый план выводится одно и то же каче- ство героини – мудрость. Для идеологии ПВЛ эти эпизоды имеют немалое значение. В них с опорой на модели архаической ментальности (троекратный по- втор, мудрая жена) происходит осмысление Ольги как выдающегося своей мудростью исторического персонажа. Тем самым приобретают легитимность, то есть «законность», совершенные ею действия. Для христианского историка главное из них, конечно, – это крещение, ко- 1 См.: Пропп В. Я. Морфология сказки. М., 1969.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2