Кузнецов И.В., Книжность Древней Руси (XI-XVII вв.)-2021
КНИЖНОСТЬ ДРЕВНЕЙ РУСИ 21 ЭТАП УСТАНОВЛЕНИЯ ПИСЬМА Текстопостроение и идеология Повести временных лет. – Библейский исторический контекст. – Легенда об апостоле Андрее. – Мотив «трех братьев». – Княгиня Ольга – «мудрая жена». – Рогнеда и Анна: «взятие города – брак – воцарение». – Владимир равноапостольный. – Русская история как продолжение византийской. – Повесть времен- ных лет как «сделанный» текст. – Слово о Законе и Благодати. – Публицистика Феодосия Печерского. – Поучение Владимира Монома- ха. – Содержание эволюционного этапа установления письма. Повесть временных лет Способы осуществления идеологического задания мы рассмот- рим на примере «Повести временных лет» (далее – ПВЛ) – извест- нейшего памятника русской книжности киевского периода. Для этого обратимся к адаптированному тексту летописи (см. Хрестоматию) и прочитаем его с опорой на предложенные вопросы. Анализ ПВЛ позволяет сделать следующие наблюдения. Древнерусский книжник начинает повествование о русской ис- тории не откуда-нибудь, а от библейского потопа. Таким способом русская история сразу помещается в контекст Священной истории и мыслится от нее неотрывной. Священная история начинается на Небе- сах – и, следовательно, там же провиденциально заложено будущее русского народа. Названное обстоятельство становится особенно за- метным, если сравнить ПВЛ с историческими сочинениями, создан- ными в Новое время. Первые из них и в этом смысле знаковые – «Ис- тория Российская» Василия Татищева, «Древняя Российская история» Михаила Ломоносова и «История государства Российского» Нико- лая Карамзина. Сочинение Татищева открывается критикой древних источников и историей просвещения славян. История Ломоносова ве- дется «от начала российского народа» , история Карамзина – от пле- мен, составивших этот народ, то есть от письменных свидетельств о славянах в иноземных памятниках. Во всех случаях контекст задается эмпирический *, не выходящий за пределы «земных» событий. Среди окружающих славян народов летописец выделяет варя- гов, то есть скандинавов, и греков, то есть жителей Византии. Это бы- ли два наиболее значительных народа средневековья. Варяги слави- лись военным искусством и отвагой, а кроме того, им приписывалось
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2