Кузнецов И.В., Книжность Древней Руси (XI-XVII вв.)-2021

КНИЖНОСТЬ ДРЕВНЕЙ РУСИ 216 Н. В. Гоголя «Записки сумасшедшего» послужило основой для реми- нисценции Л. Н. Толстого (неоконченный рассказ «Записки сума- сшедшего»), а впоследствии неоднократно обыгрывалось в русской и зарубежной литературе ХХ века. Соборность (от греч. Katholikos – всеобщий) – один из основных принципов устройства православной картины мира. С. – это полнота и целостность христианской церкви и мира: множество людей, свободно собранное общим пониманием правды и пути ко спасению в органи- ческое единство. Понятие С. разработано в сочинениях русских сла- вянофилов XIX века А. С. Хомякова и Д. А. Хомякова. Суггестия (от лат. suggestio – внушение) – психологическое воздейст- вие на сознание ч еловека, при котором происходит некритическое восприятие и м убеждений и установок. Суггестия осуществляется по- средством специально сформированных словесных или эмоциональ- н ых конструкций и большей частью не замечается тем, кто подверга- ется внушению. Ср. тж.: суггестивность – в литературе воздействие на воображение, эмоции, подсознание читателя посредством темати- ческих, образных, ритмических, звуковых ассоциаций. Узус (от лат. usus – пользование, употребление, обычай) – общепри- нятое употребление языковой единицы (слова, фразеологизма и т.д.) в отличие от его «окказионального» (временного и индивидуального) употребления. Уставные (типикарные) чтения – сочинения церковных писателей, которые включались, согласно предписанию церковного Устава, в ткань богослужения. Фокализация (от лат. focus – точка зрения, взгляд, фокус) – конст- руирование в литературном высказывании точки зрения и способов сообщения ее читателю. Термин предложен Ж. Женеттом для иссле- дования субъектной организации повествования. Эйдетический (от греч. εἶδος – вид, образ) – связанный с целостным наглядно-образным представлением. Эмпирический (от греч. empeirikos – полученный из опыта) – связан- ный с непосредственным чувственным опытом, опирающийся на ре- альные факты, наблюдаемый и воспринимаемый чувственно.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2