Кузнецов И.В., Книжность Древней Руси (XI-XVII вв.)-2021

ЖИТИЕ АВВАКУМА 207 они, бедные, изнемогли и повинились, просидев пятнадцать недель. Так их в Москву взяли опять, а меня снова в Пафнутьев перевезли и там в каморке, скованного, держали около года. А как я на Угреше был, туда и царь приходил и смотрел около каморки, вздыхая, а ко мне не вошел; и дорогу было приготовили, на- сыпали песку, да подумал-подумал, да и не вошел; полуголову взял и с ним кое о чем поговорил про меня да и поехал домой. Кажется, и жаль ему меня, да, видишь, Богу уж то надобно так. После и Воротынский князь-Иван в монастырь приезжал и просился ко мне, так не смели пустить; денег, бедный, громаду в лис- ту бумаги подавал. И денег не приняли. После, когда в другое лето на Пафнутьеве подворье в Москве я скован сидел, так он ехал в карете нарочно мимо меня, и благословил я его, миленького. И все бояре те добры до меня, да дьявол лих. Хованского князь-Ивана и батогами за благочестие били в Верху; а дочь-ту мою духовную Федосью Морозо- ву и совсем разорили, и сына ее Ивана Глебовича уморили, и сестру ее княгиню Евдокию Прокопьевну, тоже дочь мою духовную, с мужем и с детьми, бивши, развели. И ныне мучат всех, не велят веровать в ста- рого Сына Божия, Спаса Христа, но к новому богу, антихристу, зовут. Послушай их, кому охота жупела и огня, соединись с ними в преис- подний ад! Полно о том. <…> Когда из Пафнутьева монастыря привезли меня в Москву и на подворьи поместили, тогда многажды водили меня в Чудов, и грыз- лись, что собаки, со мною власти. Потом привели меня пред вселен- ских патриархов, и наши все тут же сидят, что лисы. Много я от Пи- сания говорил с патриархами: Бог отверз уста мои грешные, и посра- мил их Христос устами моими. Последнее слово со мною говорили: «Что-де ты упрям, Аввакум? Вся-де наша Палестина, и сербы, и ал- банцы, и венгры, и римляне, и ляхи, все-де тремя перстами крестятся, один-де ты стоишь в своем упорстве и крестишься пятью перстами! Так-де не подобает». И я им так о Христе отвечал: «Вселенские учители! Рим давно пал и лежит не поднимаясь, и ляхи вместе с ним погибли, до конца стали врагами христианам. А и у вас православие пестро стало от на- силия турецкого Магмета, да и дивиться на вас нельзя, немощны вы стали. Впредь приезжайте к нам учиться: у нас, Божией благодатью, самодержство. До Никона-отступника у наших князей и царей все бы- ло православие чисто и непорочно, и Церковь была покойна <…>».

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2