Кузнецов И.В., Книжность Древней Руси (XI-XVII вв.)-2021
КНИЖНОСТЬ ДРЕВНЕЙ РУСИ 17 нично: оно предполагает единовременность произнесения и воспри- ятия. Певец в устной поэзии не рассчитывал на какую-то перспективу: для него было само собой разумеющимся, что его слово возникает, осуществляет свою роль и канет в небытие именно здесь и сейчас, в единственный момент его произнесения. Другие различия связаны с отдельными сторонами функциони- рования речи в книжности и в устной поэзии. Всякая речь, письменная или устная, как известно еще со времен Аристотеля, «состоит из трех элементов: самого говорящего, предмета, о котором он говорит, и ли- ца, к которому он обращается» 1 . Функциональные позиции предмета , субъекта («говорящего») и адресата («к кому обращаются») в книж- ной и устной словесности заметно различались. Со стороны предметной составляющей характер древнерусской письменности определялся ее связью с государством и церковью. «Большинство древнерусских писателей, в отличие от народных по- этов <…> отразили в своем творчестве воздействие морально- философской теории христианства» 2 . Христианская тематика была основной и безусловно господствующей в книжности. При этом в оригинальной письменности присутствовала еще тематика, которую в ХХ веке обыкновенно называли «патриотической»: осмысление места новообращенной Руси в тогдашней христианской и политической ис- тории. Вместе эти две идеи – христианская и патриотическая – фор- мировали смысловую основу ранней русской письменности. Напро- тив, тематику устной поэзии формировала сфера, в широком смысле слова, бытовых повседневных представлений людей: сфера внецер- ковная – или, можно сказать, доцерковная, поскольку сам ее состав был теснейшим образом связан с архаической картиной мира. Со стороны состава аудитории – адресата различие было, по- жалуй, наиболее важным. Дело в том, что на раннем, киевском, этапе развития словесности книжность имела распространение и хождение только в очень немногочисленном и сословно обособленном круге древнерусского общества. Существует популярный миф о якобы имевшем место чуде массового христианского просвещения Руси в первые десятилетия после Крещения. С этим мифом следует расстать- 1 Аристотель. Риторика // Аристотель. Риторика. Поэтика. М., 2000. С. 14. 2 Адрианова-Перетц В. П. Древнерусская литература и фольклор. Л., 1974. С. 8.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2